17.02.2012

Москва в 1812 году: памятники Замоскворечья

Памятники Басманного района 1812 года см.

Памятники 1812 года в Замоскворечье.
 В основном здесь, конечно, памятники, связанные с пожаром Москвы. По словам современника и очевидца пожара 1812 года, укрывшегося вместе с другими погорельцами в одной из церквей Замоскворечья: «Находившиеся в церкви жители, видя приближающиеся к храму пожары, пришли в отчаяние: послышались рыдания, вопли, стоны. Все от страха, потеряв рассудок, бегали, суетились, спешили, сами не зная куда, хватали разные вещи, и бессознательно опять их бросали; все говорили, и никто никого не слушал; требовали совета, между тем сами делали наставления. Произошла общая сумятица, общее разноречие». Рязанов А. Воспоминания очевидца о пребывании французов в Москве в 1812 году. М., 1862. с. 77


1. Церковь Георгия Победоносца в Ендове.ул. Садовническая, д.6.
Пожар Москвы 1812 года уничтожил интерьер храма. В огне сгорели иконостасы, святые иконы и спрятанная в церкви утварь. После войны разоренные жители Замоскворечья смогли собрать средства на восстановление Никольского придела, заново освященного в то же наименование в конце 1812 – начале 1813 года. В 1815 году с южной стороны трапезной  был построен новый придел св. Георгия. В 1836 году на средства прихожан храм был полностью отремонтирован.



2. Церковь Благоверного князя Михаила и боярина Феодора, Черниговских чудотворцев.
Черниговский пер., 4
В огне погибли богатые резные иконостасы и настенная роспись. Полностью выгорел Екатерининский придел и верхний ярус колокольни.  После окончания Отечественной войны 1812 года храм был упразднен и приписан к соседней Иоанно-Предтеченской церкви. Почти два десятилетия после войны храм пустовал. Екатерининский придел церкви был разобран в 1830 году также как и верхняя часть колокольни. Нижний ярус колокольни стал притвором. В том же году был проведен капитальный ремонт церковного строения, в церкви поставлены новые ампирные иконостасы.


3. Церковь Николая Чудотворца в Заяицком. 2-й Раушский пер., 1-3/26, стр. 28
После французского нашествия приход был заселен представителями купечества, на щедрые пожертвования которых была приобретена новая утварь, отремонтирован после погрома и заново освящен придел Николая Чудотворца (3). В 1820-е годы были полностью обновлены интерьеры храма, а в 1853 году в Никольском и Сергиевском приделах были устроены изящные вызолоченные двухъярусные иконостасы. До наших дней сохранился не только храм, но и дом церковного причта, построенный неподалеку между 1741 и 1759 годами.

4. Снесенный храм Космы и Дамиана Ассийских в Нижних Садовниках на месте северо-восточной части дома номер 51 на улице Садовнической.
В те горестные дни мимо Козьмодемьянской церкви проходил один из москвичей-погорельцев, вспоминавший впоследствии: «из растворенных дверей (храма) увидел я выходящий густой дым и стоявшего на паперти неприятеля. Он курил табак и был одет по-домашнему, в колпаке, без галстука, с накинутой на плечи шинелью. Увидав меня, он подозвал к себе, взял под руку и повел в церковь. Войдя в трапезу, наполненную дымом, я повсюду увидал  следы грабежа и буйства. Посреди храма пылал костер, вместо дров горели осколки икон, над огнем лежал на камнях железный лист, на котором пекся картофель. Церковный постоялец дал их мне несколько, говоря: «Добре, русь». Я отблагодарил поклоном. После того, желая, быть может, похвастаться своим домашним хозяйством, он указал на клиросы, на которых были навалены ржаные и овсяные снопы, тут же находились разные овощи, картофель, капуста и прочее. На вбитых в иконостас гвоздях висела конская сбруя и военная амуниция. Радушный хозяин отворил царские врата в правом церковном приделе и ввел меня в алтарь, где увидел я стоявшую лошадь, покрытую вместо попоны священнической парчовой ризой… Я окаменел при виде такого богохульства и не мог двинуться с места. Безбожник, сочтя мое изумление за знак удивления красотою его лошади, начал ее поглаживать и потрепывать, приговаривая: «добре, добре!». Налюбовавшись конем, повел он меня в левый придел. И там также стояла лошадь в алтаре, евшая овес из купели, в которой крестят новорожденных» Воспоминания очевидца о пребывании французов в Москве в 1812 году. М., 1862. С.11.


5. Здание Кригскомиссариата. Штаб Московского военного округа.
Недалеко от Космодамианской церкви в пожар 1812 года выгорело здание Кригскомиссариата со складами военной амуниции. После войны восстановительные работы велись в нем с 1813 по 1824 года. Во время реконструкции на главном фасаде здания появились великолепные лепные изображения военной тематики, сохранившиеся до наших дней.


6. Усадьба Долговых-Жемочкиных. ул. Большая. Ордынка, 21
В 1812 году пострадал от огня архитектурный комплекс усадьбы А.И. Долгова – И.П. Жемочкина. Горел трехэтажный главный господский дом, построенный в 1770-х на сводчатом подклете палат конца XVII века. Огнем были охвачены северный и два южных корпуса городской усадьбы. После пожара 1812 дом был восстановлен и поныне радует взгляд случайного прохожего.


7. Церковь Священномученика Климента, папы Римского.ул. Пятницкая, 28/7
В пожар 1812 года выгорела кровля. В 1812 году настоятелем церкви служил отец Иоанн Васильев, писавший в конце 1812 года в своем рапорте в Духовную Консисторию, что во время пожара «крыша (церкви) повреждена, а внутри цела. Иконостасы и святые иконы невредимы во всех приделах. Два престола с антиминсами и два жертвенника на своих местах и нечем невредимы. Утварь церковная вся похищена. Книги церковные имеются /…/. Священнослужители все налицо /…/. Церковной суммы находилось 200 рублей медью, из которых в наличности находится только 22 рубля, а прочая вся разграблена /…/ домов священно и церковно-служительских шесть, церковные три и собственные деревянные три, все сгорели». В 1813 году на пожертвования собранные дворянами Костромской губернии был восстановлен Климентовский придел в теплой трапезной. Главный престол был освящен  23 (11) июля 1814 года,  но главный престол оставался неосвященным  и в 1814 году, а 20 (8) сентября совершился чин освящения Богородице-Рождественского и Никольского приделов с возложением на их престолы новых антиминсов. Через 4 года был освящен Знаменский придел. В 1819 году после ремонта церковного строения и изготовления нового иконостаса Климентовский придел был переосвящен по желанию прихожан во имя преподобного Сергия Радонежского.

8. Церковь Николая Чудотворца в Пыжах.ул. Большая Ордынка, 27А/8
Расположившиеся в стенах храма на постой солдаты Бонапарта расхитили церковное имущество и ризницу. Глумясь над святынями, они лишили напрестольное Евангелие богатого оклада, разорвали книгу по листам, изрубили с левой стороны храмовую икону Благовещения Пресвятой Богородицы. Напрестольный крест, в котором помещалось 62 частицы мощей Киевских святых, был разломан, а святые частицы разбросаны по престолу. По преданию, из всех ценностей уцелела только риза на иконе святителя Николая. Этот образ был повернут ликом к стене, и остался нетронутым (5). Благодаря тому, что храмовое строение не было повреждено огнем, святой храм был заново освящен уже в начале 1813 года, а к его приходу была приписана  разоренная и сгоревшая церковь Пресвятой Богородицы в Голиках (в Ордынцах), стоявшая на месте сквера у дома номер 9 по Малой Ордынке.

Пожар Замоскворечья 1812 года уничтожил деревянные дворы священника, диакона, двух дьячков и пономаря прилегавшие к храму. Сама церковь также упоминается среди пострадавших в пожар церквей Земляного города. Один из скитавшихся по городу в поисках пропитания москвичей-погорельцев проходя по выгоревшей Большой Ордынке и приблизившись к церкви Георгия на Всполье, услышал  стоны и с воплем произносимые слова: «Отцы родные, если веруете в Бога, не мучьте меня, лучше предайте смерти!». Братья увидели на вид русского купца с окладистой бородой, стоявшего между двух солдат державших его за руки. Третий сек его саблей по спине, приговаривая: «Сказывай, поп, где зарыто церковное серебро и золото, не думай от нас отделаться, мы допытаемся правды. Поляки шутить не любят!». Хотя купец и клялся, что он не священник, а только купец, зашедший в храм помолиться, злодеи продолжали пытку, говоря: «Врешь, твоя борода явная улика, что ты поп этой церкви». Мученик от невыносимой боли рвался из рук злодеев и в исступлении кричал диким голосом, раздиравшим душу. Мы, пораженные страхом от виденной кровавой сцены, забыв болезненное притворство, бросились бежать к Серпуховским воротам, и там на рынке в первом встретившемся подвале скрылись»  (1., с. 59). Как видно из этого отрывочного воспоминания грабили святой храм польские солдаты, служившие в польском корпусе французской армии под командованием маршала Юзефа Понятовского. После войны в восстановленных и заново освященных в 1813 и 1814 годах приделах храма были возобновлены службы. 

10, 11 и 12. Горели в пожар 1812 года (и сохранились до наших дней) церкви Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе (Вишняковский пер. 15.), Спаса Преображения на Болвановке.(2-й Новокузнецкипй пер., 10), Флора и Лавра на Зацепе.(ул. Дубининская, 9/3, стр. 1).

  В 1812 году стоявшие в церкви наполеоновские солдаты устроили в святом храме бойню для скота (Рассказы очевидцев о двенадцатом годе, собранные Т. Толычевой (Е.В. Новосильцевой). М., 1912., с. 44). После войны храм долго стоял закрытым и неосвященным. Его капитальный ремонт был начат лишь в 1832 году, когда на средства церковного старосты Ремизова к храму была пристроена новая двухэтажная трапезная, а в 1842 году – возведена колокольня.

Продолжение следует.