24.02.2012

Москва в 1812 году: памятники Тверского района (Сретенского благочиния)

Памятники Басманного района 1812 года См.
Памятники Замоскворецкого района 1812 года. См.
Памятники Красносельского района 1812 года. См.
Памятники Хамовнического района 1812 года. См.
Памятники Пресненского района 1812 года. См.
Памятники Арбатского района 1812 года. См.

Продолжим историческую фотопрогулку по памятным местам древней столицы, связанным с событиями 1812 года и пребыванием французов в Москве. Поскольку так сложилось, что Китай-город по современному административно-территориальному делению Центрального административного округа относится к Тверскому району, расположенному на северо-западе города, мы решили в книжке, посвященным церквям Москвы разделить общую территорию по благочиниям. Храмы собственно Тверского района относятся к Сретенскому, а Китай-города - к Покровскому благочинию.

 
1. Памятное место. Усадьба Гагариных, быв. Английский клуб, Ново-Екатерининская больница. Петровка,15/29.  
Стоявшее на этом месте до пожара 1812 года здание было сооружено в 1716 году по проекту М.Ф. Казакова для князей гагариных. С 1802 по 1812 г. здесь размещался Английский клуб.  Именно здесь накануне вторжения был дан знаменитый торжественный обед в честь великого полководца князя П.И. Багратиона описанный Л.Н. Толстым в романе «Война и мир». Во время пожара 1812 года здание сгорело. В 1813 году клуб возобновил свою деятельность по новому адресу и несколько раз переезжал, пока в 1831 году не остановился во дворце Разумовских на Тверской. В 1826 г. началось восстановление здания бывшего клуба под руководством архитектора О.И. Бове. В 1833 году здесь была открыта больница, называвшаяся Ново-Екатерининской.  На данный момент здание не используется.


 
Картинка отсюда.

2. Памятное место. Тверской бульвар.
Накануне входа французов в Москву Ф. Беккер, бывший подростком во время неприятельского нашествия, вспоминал: «однажды только нам попался около Тверского бульвара крестный ход, и быль слышан сильный колокольный звон, но провожатых за ходом было очень немного, а экипажа решительно ни одного. Я спросил отца, для чего это, он мне сказал, что празднуют победу. Должно быть, что это было за Бородинское дело. Прошел крестный ход и водворилась тишина и пустота. Как есть ни один человек ни вблизи, ни вдали. Меня это поразило; я опять спросил отца: отчего такая пустота? На что он мне сказал: оттого, что скоро французы придут»

Французский авангард под командованием Мюрата, вступивший в город через Дорогомиловский мост, прошел по улицам района 14 (2) сентября. По воспоминаниям отставного генерал-майора С. И. Мосолова тогда же несколько эскадронов французских драгун авангарда с песнями проехало мимо него по Малой Дмитровке к Новой Слободе. В то же самое время 4-й пехотный корпус Юзефа-Антония Понятовского проник в Москву через Тверскую заставу. 15 (3) сентября вслед за въездом Наполеона в Кремль через Тверскую заставу, в Москву вступил 4-й пехотный корпус вице-короля Итальянского, Евгения Богарне. До начала апреля 1812 года этот корпус Великой Армии назывался Итальянским обсервационным корпусом, в основном в нем служили итальянцы. Проходя по Тверской, полки не встречали ни жителей, ни солдат. Все в округе было пусто, а царившее на улицах гробовое молчание производило потрясающее впечатление. Командир батальона корпуса Богарне Эжен Лабом (1783-1849) писал в своих мемуарах: «по приказанию принца Евгения я стал расставлять войска для охраны Петербургской дороги [Тверского тракта]. Тринадцатая и пятнадцатая дивизии расположились у Петровского дворца; четырнадцатая стояла в деревне на полпути от Москвы к дворцу; легкий баварский кавалерийский полк под началом графа Орнано занял позицию в семи верстах от вышеупомянутой деревни. Под такой охраной въехал вице-король в Москву и остановился во дворце князя Мамонова на Санкт-Петербургской [Тверской] улице. Эта часть Москвы, отданная в наше пользование, была одной из лучших в городе. Сплошь стояли чудесные большие здания и дома, хотя и деревянные, но они нам казались и громадными, и поразительно богатыми»...
 
Дом Мамонова на старом месте.
Дом в Мамоновском переулке. Фотография: Ольга Лытаева.
3. Упоминаемый Лабомом дом генерал-майора И. Ф. Дмитриева-Мамонова сохранился и поныне по адресу Мамоновский переулок, дом 7. В 1812 году дом стоял на Тверской улице на углу с Мамоновским переулком. В 1830 года в этом каменном доме была размещена Глазная (офтальмологическая) больница. В 1939-1940 гг. во время расширения Тверской улицы здание было передвинуто вглубь переулка, а на Тверской улице в 1949 году возвели жилой дом под №25. 
 В доме Дмитриева-Мамонова остановился вице-король итальянский, дивизионный генерал Евгений Богарне (781-1824).

4. Памятное место. Каретный ряд. После вступления основных сил французских войск в Москву, многие из генералов и офицеров великой армии по Петровке отправились в Каретный ряд, где находилось огромное количество красивых городских экипажей. Многие выбрали себе по повозке, отметив их своими именами на бортах. Спустя некоторое время пожар вспыхнул и здесь, а ветер погнал огонь через Малую Дмитровку на Ямскую слободу. Как писал сам М.И. Кутузов, лишь пожар в Каретном ряду был устроен русскими по его приказу. В 1948 году улица была расширена за счет сноса строений по левой стороне.
Каретный ряд. д.4. На фундаменте разрушенных пожаром 1812 года каменных палат после окончания войны был выстроен ампирный особняк, - образец застройки послепожарной Москвы. Сейчас в особняке располагается дом-музей К.С. Станиславского.

5. Свидетель пребывания французов в Москве. Большой каретный переулок 4. Городская усадьба шелкового фабриканта И.С. Татаринова. Главный дом был построен двухэтажным ок 1780 года. В 1803 году он был надстроен еще одним этажом.  

Фотография отсюда.
6. Петровский бульвар, д.19/1. Городская усадьба - свидетель событий 1812 года. Каменное одноэтажное здание пострадало в пожере 1812 года. После войны, в1833 году, когда дом принадлежал А.Г. Стрельцову здание было надстроено деревянным вторым этажом с мезонином и украшен портиком.

7. Дом Трубецких. Петровский пер. 6. Дом, построенный в конце XVII века в последней четверти века XVIII был перестроен в стиле классицизма. В 1812 году дом уцелел, но погиб его хозяин, А.И. Трубецкой. В 1816 году его вдова, А.И. Трубецкая вторым браком вышла замуж за архитектора О.И. Бове. В настоящее время здание занимают производственные мастерские Большого Театра.

 
Фотография отсюда.
8. Дом Губина. Ул. Петровка, 25.
Дом Губина — одна из главных достопримечательностей улицы. Здание построено М.Ф. Казаковым для заводчика М. П. Губина. В 1812 году здание пострадало от большого московского пожара и впоследствии восстанавливалось в 1823-1828 годах.

 Фотография отсюда.
9. Усадьба Г.А. Кирьякова. Петровка 23. Подковообразная усадьба купца Кирьякова построена в конце XVIII века. Главный дом усадьбы построен М. Ф. Казаковым, позднее пристроены боковые флигели. Купец Кирьяков был владельцем текстильной фабрики, состоял в родстве с купцом Губиным, владельцем соседнего здания. Здание также пострадало от пожара Москвы 1812 года.

10. Усадьба Одоевских. Петровка, 26. В1812 году в старом доме Одоевских жил маршал наполеоновской армии Бертье со своим окружением, дом остался цел (источник- Сорокин В. Памятные места на древней дороге в село Высокое./ж. Наука и жизнь, Вып.4, 1991. С. 59).


Храмы Георгиевского монастыря перед их сносом в 1935 году. Фотография 1930-1935 гг. Источник: oldmos.ru.
11. Памятное место. Георгиевский женский монастырь на Большой Дмитровке. Ул. Большая Дмитровка, 5/6, стр. 7. 
По свидетельствам очевидцев, ворвавшиеся вечером 15 (3) сентября в монастырь грабители бесчеловечно мучили, били и пытали оставшихся сестер и игуменью, допытываясь спрятанных церковных сокровищ (7., с. 48). Нескольким монахиням удалось бежать и укрыться в Богородице-Рождественском монастыре. Чтобы узнать, куда была зарыта церковная утварь, они подвергли жесточайшим пыткам и издевательствам монастырского священника, отца Иоанна Алексеева и его жену Евдокию Васильеву. От жестоких побоев оба они умерли в один день вскоре после выхода неприятеля из Москвы. И через пытку солдаты не смогли узнать, где была спрятана церковная ризница и утварь. Несмотря на то, что хранилище под церковью было обнаружено и разграблено неприятелем, Бог охранил от разграбления спрятанную отдельно жемчужную ризницу монастыря с двумя бесценными ризами с оплечьями низанными жемчугом. Пожар, охвативший монастырь 16 (4) сентября продолжался целый день. Все монастырские здания сгорели кроме одной обезображенной пламенем церкви, четырех келий сестер и кельи игуменьи. Игуменья Митрополия выжила после перенесенных ею мучений и предоставила в 1813 году в Консисторию сведения о своем монастыре. Тогда же на средства богатых прихожан монастыря, Бекетова и Дурасова были возобновлены Георгиевская и Казанская церкви монастыря. Сюда была переведена утварь Спасской в Копье церкви, но в следующем,  1814 году, монастырь был обращен в приходскую церковь, при которой на северной стороне было построено здание для помещения священно и церковнослужителей Кремлевских Архангельского и Благовещенского соборов. Монахини Георгиевского монастыря были переведены в Страстной и другие женские монастыри. В 1935 году остававшиеся к тому времени два храма монастыря были разобраны на кирпич. На их месте было построено 4-этажное здание школы № 179. 

Фасад Московской Георгиевской, что на Красной горке церкви. До 1835 г.
12. Памятное место. Ул. Моховая, 13 Неподалеку от здания университета  горела каменная церковь св. Георгия Победоносца на Красной Горке построенная в 1652-1657 годах. Огонь не пощадил ни самого Георгиевского храма, ни его второго этажа, в котором находился придел во имя св. Архистратига Михаила, устроенный князьями Барятинскими. Пожар уничтожил кровлю храма. Полностью выгорели его главы. Еще одним «памятником пребывания французов» в Георгиевской церкви осталось похищение ими 76 рублей и 42 фунтов восковых свечей с огарками, что было в свое время внесено в церковную расходную книгу. По изгнании неприятеля из Москвы энергичные работы по благоустройству нижней церкви (св. Великомученика Георгия) позволили освятить ее уже в декабре 1812 года. В 1814 году на средства, пожертвованные костромским дворянством, в Георгиевской на Красной Горке церкви был исправлен пол, оконные рамы, паперти, ограды и купола на колокольне. В 1815 году к георгиевской церкви была приписана соседняя выгоревшая церковь Илии Пророка на Тверской.  Верхний придел стоял в запустении до 1816 года, когда с благословения московского архиепископа Августина она стала приводиться в порядок усердием священника георгиевской церкви, отца Захария Яковлева и церковного старосты, купца И.П. Веденисова. Иконостас в верхней церкви был устроен московским мастером резного дела  Егором Ефимовым с колоннами из лучшего соснового владимирского леса, престол с жертвенником выполнены из дуба, а дски для местных икон из липы. В следующем, 1817 году верхний придел Георгиевской церкви был переосвящен в честь св. великомученицы Татианы. Здесь нашла временное пристанище церковь Московского университета. Другие приделы Илии Пророка и Николая Чудотворца, были пристроены к храму в 1835, а в 1864 году при нем была возведена колокольня. Церковь св. Георгия на Красной Горке была снесена в 1932 году, а на ее месте по проекту архитектора И.В. Жолтовского был возведен первый московский образец архитектуры «сталинского ампира» (улица Моховая, д. 6).

Никитский переулок.
13. Памятное место. Никитский переулок д.5. В 1812 году (24 (12) сентября) в доме князя    Ю.В. Долгорукова (стоявшего на месте нынешнего дома 5 в Никитском переулке) начал действовать военно-полевой суд под председательством генерала Мишеля, командира 1-го гренадерского полка гвардии.Здесь приговаривали к расстрелу "московских поджигателей".

Первая публичная казнь 10 "московских поджигателей" была проведена в Столешниковом переулке напротив церкви Космы и Дамиана в Шубине со стороны соседнего двора. Перед смертью москвичи молились перед иконой Спасителя, изображенной на наружной стене храма. Накануне в письме к Марии-Луизе Наполеон так сообщил о расстрелах: «здесь все хорошо, зной стал умеренным, погода хорошая, мы расстреляли столько поджигателей, что он [пожар] закончился». По справке, сделанной в июне 1813 года, оказалось, что «церковь в хорошем состоянии, не горела, и ничем не повреждена ни по наружности, ни по внутренности, серебряные вещи как то: три Евангелия, двои сосуды, три креста, два кадила и оклады с образов, сколько их было, соблюдены, риз шелковых материй пар по десяти и книги, потребные для священнослужения, имеются, приходских дворов не горелыми остались три, из обгорелых отстраиваются два, у священно- и церковнослужителей домов собственных нет, а живут они, священник в отведенном казенном доме главнокомандующего, дьячок и пономарь в церковной под колокольнею палатке». Благодаря тому, что храм сохранился почти в неприкосновенности, церковная жизнь в нем была скоро восстановлена. В конце декабря 1812 года по благословению архиепископа Дмитровского Августина заново освящен придел свв. Космы и Дамиана. В мае 1813 года настоятель храма отец Андрей Никитин сообщал в консисторию, что церковь «к освящению стоит в готовности, только нет святого антиминса». В конце марта 1814 года главный храм был освящен благочинным Никитского сорока, протоиереем церкви св. Николая в Хлынове, отцом Иоанном Ивановым.

15. Городская усадьба Кожиных. Столешников пер. 7/2, д. 6/5 (флигель).  
 Столешников, д.6/5.
Дом, построенный в конце XVIII века в 1806-1812 году был надстроен и получил классический фасад. 

Фотография отсюда.
16. Городская усадьба Мясоедовых. Ул. Большая Дмитровка, 8. Архитектурный облик усадьбы сформировался в середине XVIII — начале XIX веков. В 1793 году усадьба числилась за Н. Е. Мясоедовым (владельцем подмосковного сельца Городищи - ныне пос. Свердловка). В 1829 году дом принадлежал сенатору, действительному тайному советнику Ф. А. Толстому. Владелец усадьбы обладал огромным собранием славяно-русских рукописей и старопечатных книг, которое в 1820 годов продал Санкт-Петербургской публичной библиотеке.   В это же время был продан дом, сохранившийся при пожаре 1812 года. С начала 1830 года дом числился в ведомстве Дирекции императорских театров.

17. Дом Анны Ивановны Лобковой. Козицкий пер. д.5. - свидетель событий 1812 года. В 1820 году Анна Ивановна Лобкова продала свой дом и весь участок генерал-лейтенанту князю Борису Андреевичу Голицыну. Владение Лобковой не пострадало во время пожара 1812 года и к моменту продажи выглядело весьма солидно: дом, одноэтажный каменный корпус по границе бывшего Молошного переулка, двухэтажный жилой корпус вдоль владения церковной земли справа, каменная кухня также использовалась под жилье.
 См. потрясающие интерьеры дома Лобковой здесь. В конце XIX - начале XX в. дом принадлежал городу, в нем размещалась городская типография.В советское время особняк не избежал превращения в коммунальное жилье.

Фотография отсюда.
18. Дом "Обер-Шельмы". Глинищевский пер.  6. В 1782 году владельцем усадьбы стал М.В. Дмитриев-Мамонов. Тогда же был построен и существующий дом. Следующей владелицей на рубеже XVIII-XIX веков стала известная Мари-Роз Обер-Шальме. Лев Николаевич Толстой упоминает его в "Войне и мире": "На другой день утром Марья Дмитриевна свозила барышень к Иверской и m-me Обер-Шальме, которая так боялась Марьи Дмитриевны, что всегда в убыток уступала ей наряды, только бы поскорее выжить ее от себя. Марья Дмитриевна заказала почти все приданое." В первом этаже дома находился знаменитый на всю Москву магазин предметов роскоши. После 1812 года здесь несколько лет размещалась Обер-полицмейстерская канцелярия, а впоследствии, до середины XIX века гостиница, принадлежавшая мужу бывшей владелицы.


19. У дома  13 по Тверской улице с 1770 года стояла каменная  церковь Илии Пророка на Тверской. Большая часть церковной утвари была сохранена старостой Матвеем Федоровым, служившим при храме пономарем. По словам Н.А. Скворцова: «не заботясь о своем имуществе, он в последнюю ночь перед вступлением в Москву неприятеля вырыл в середине храма яму и туда закопал серебряные ризы с икон. Венцы, сосуды и значительную часть ризницы. Все это и уцелело, а собственный дом Матвея Федорова и все имущество стали жертвою пламени» (9., с. 5). Известие о сохраненном имуществе церкви интересно еще и в том ключе, что во время пожара 1812 года Ильинская церковь была настолько сильно повреждена, что ее восстановление было признано невозможным. Заново выстроить новую церковь на том же месте разоренные прихожане были не в состоянии. Опись имущества церкви в середине марта 1815 года была составлена причтом Георгиевской на Красной Горке церкви. В апреле 1817 года вышел указ Московской Духовной Консистории, в котором говорилось, что «Ильинская церковь, за обгорением на ней кровли и приходских дворов, приписана к Георгиевской, что на Красной горке, церкви, и ныне от непокрытия кровли пришла в ветхость, так что от проходимой в оную течи во многих местах сделались трещины и пол в оной тож во многих местах провалился, и оная окружена пустыми обгорелыми дворами, никем не остерегаема. Георгиевский же священник с прихожанами представляют, что той Ильинской церкви некоторые иконы удобны к постановлению в новоустроенной Георгиевской церкви иконостас, а для раскрашения и позолоты того нового иконостаса просят дозволить им продать лежащие в Георгиевской ризнице без употребления серебра 22 фунта и жемчужный с каменьями убрус для того, и дабы из Ильинской церкви не похищены были святые иконы, оные дозволить взять в Георгиевскую церковь, и потом оную Ильинскую церковь за ветхостию разобрать и материал отдать, куда рассудит его высокопреосвященство». После того как церковь была разобрана, земля под ней перешла во владение участнику войны 1812 года С.Я. Лишевичу-Бородуличу. На месте разобранной церкви во дворе дома Д.И. Филиппова, при местном протоиерее В.М. Полянском была построена каменная колонна 4-х аршин высоты с крестом и образом Св. Пророка Ильи. К этой колонне ежегодно 20 июля после ранней обедни из Георгиевской церкви совершался крестный ход с молебном и водоосвящением, привлекавший многочисленное стечение народа. С 1894 года этой колонны не существует. На ее месте был построен дом. В память Ильинского храма в одной из его стен была сделана ниша, в которой поставлена подобная прежней деревянная икона пророка Илии.

 Вид дома московского генерал-губернатора. Литография Л. Ж. Арну. Середина XIX в.
  Фотография: А. Послыхалин, 2009 г.
 20. По соседству с Ильинской церковью на Тверской в 1782-1784 годах был возведен особняк московского генерал-губернатора графа З.Г. Чернышева. В 1785 особняк был выкуплен казной у вдовы графа под официальную резиденцию администрации города и стал называться «Тверским казенным домом». Вскоре дом реконструируют — работы вновь поручают М. Ф. Казакову. После перестройки Тверской казенный дом стал едва ли не самым крупным административным сооружением столицы после Московского Кремля. В 1806 году в комнате верхнего этажа дома была устроена домовая церковь Александра Невского и Сергия Радонежского. Во время московского пожара 1812 года дом был занят офицерами расположенных по Тверскому бульвару французских войск, а церковь - разграблена. Едва отстроенный после войны дом вновь подвергся разрушительному огню 1823 года, уничтожившему внутреннее убранство. По окончании ремонта, восстановившего прежний вид губернаторской резиденции, до 1917 года дом сохранял общий архитектурный облик. В конце 30-х годов XX века при реконструкции переименованной в улицу Горького Тверской, дом был передвинут на 13 метров вглубь участка, а в 1946 году по проекту архитектора Дмитрия Чечулина здание надстроили двумя этажами, существенно изменив его фасад.

Страстной женский монастырь. Фотография: О. Ренар, 1897 г.
 21. Памятное место. Страстной монастырь.Ныне на месте монастыря — памятник А. С. Пушкину, сквер и кинотеатр «Пушкинский» (бывш. «Россия»).
 Бушующее в соседних кварталах пламя миновало величественный Страстной женский монастырь, безжалостно сломанный в 1937 году. Игуменья монастыря Тавифа Редькина сначала собиралась вместе с молодыми монахинями укрыться в Троице-Сергиевой Лавре, но 12 сентября (31 августа по старому стилю) она, решив остаться в Москве, предоставила монахиням возможность самим решать оставаться в Москве или уезжать. Подрядить ямщика в это время было уже почти невозможно. Высочайший спрос на перевозки позволил ямщикам Тверской Ямской слободы взвинтить цены на перевозки до немыслимого уровня.  В самом монастыре было приказано наглухо запереть колокольню. Монахини, собрав со всех трех храмов монастыря утварь и богатые иконы, перенесли их в кладовую, устроенную над кельями. По воспоминаниям монахини Настасьи, иконы поставили около стен, все остальное спрятали в сундуки, а к двери кладовой придвинули шкаф, загородив им дверь. Сундуки с вещами монахинь были поставлены в другой кладовой, устроенной под монастырскими кельями. Ворвавшиеся в монастырь французы ограбили все, что осталось в церквях. Монахиня Настасья так пересказывала воспоминания своих сестер, остававшихся в Страстном монастыре при французах: «у нас на большой иконе Спасителя риза апплике, а они подумали, что серебро, да как стали ломать, разглядели медь, и бросили, а где только было серебро и золото – все захватили. Потом они рассыпались по всему монастырю отыскивать еще добычи. Монахини так и обмерли: читают себе молитвы и ждут, что будет. А они шныряют себе с коридоров на лестницы да по кельям; которые были заперты, с тех они замки сорвали, да в кельях нечего было взять. Тогда они отыскали кладовую, где стояли сундуки монахинь, и унесли с собой все дочиста. А главного-то не видали: кладовой, где было спрятано все церковное богатство, они до конца не отыскали. Сколько раз шарили в шкафу, что перед дверью стоял, а отодвинуть его не догадались, так что и ризница и утварь – все уцелело». Французы выгнали монахинь из келий и сами поселились в них. 

 Чудотворная икона Божией матери «Страстная» из Московского Страстного монастыря. Фотография, 1897 из кн. И.Ф. Токмакова.
Монахини нашли прибежище в трапезной церкви Собора иконы Божией матери Страстная. Нижний этаж Собора, к котором размещалась зимняя церковь Михаила Архангела (1690) с приделами Николая Чудотворца (1692) и Анастасии Узорешительницы (1844) неприятели превратили в склад награбленных у московских жителей съестных припасов. Через две недели  после вступления французов в Москву один неприятельский генерал прислал остававшемуся в монастыре сем священнику богатое облачение, красного вина и крупчатой муки для отправления богослужения, которое и совершалось в монастыре с этого времени. Как-то раз монахини услышали стрельбу у самых монастырских ворот. Как она стихла, они решились выглянуть на улицу, где в начале Тверского бульвара французы расстреливали и затем в назидание вешали на столбах «русских поджигателей». Как писал автор одного из первых путеводителей по Москве в 1827 году: «К увенчанию неслыханных в мире злодейств, Наполеон приказал на фонарных столбах Тверского гульбища повесить трупы мнимых зажигателей, с надписью на челе: «зажигатели Москвы». Французы не выделяли монахиням пропитания и те, чтобы хоть как-то прокормиться, по утрам тайком копали картофель на одном из огородов за монастырем. После ухода французов из Москвы в Страстной монастырь были временно переведены монахини из  сгоревших Георгиевского и Иоанно-Предтеченского женских монастырей.

 Фотография отсюда.
 Фотография отсюда.
 22. В квартале между храмом Сергия Радонежского св. Алексея Митрополита московского в 1812 году находилась роскошная усадьба графов Салтыковых, (Тверской бульвар, 27/1/20) занимавшая квартал от Тверской улицы до Большой Дмитровки и от Глинищевского переулка почти до Козицкого. Многие представители знатного рода Салтыковых служили генерал-губернаторами Москвы на протяжении всего XVIII века. Главный дом усадьбы был перестроен в стиле классицизма. В 1804 году он был обновлен: появился второй этаж, а боковые крылья были соединены с флигелями. Здание не пострадало во время пожара в 1812 году. Сейчас от усадьбы остался лишь главный дом, находящийся  по адресу: Тверской бульвар, 27.

 Фотография отсюда.
23. Усадьба Волконских.  Тверской бульвар 17 стр.2. В этой усадьбе по замыслу Льва Толстого жил герой "Войны и Мира" Андрей Болконский. Здание упорно пытаются снести.

Церковь Рождества Богородицы в Столешниках. Найденов Н.А., 1881 г.
Фотография: Манита Оксана.
24. Памятное место.  ул. Петровка, 13/20.
Пожар Москвы 1812 года обошел стороной и Петровку от Столешников до площади Петровские ворота. Здесь, на углу Петровки и Столешникова  переулка стояла уцелевшая от пожара церковь Спаса Рождества Богородицы в Столешниках (вЛечниках), построенная в 1620 году. В 1657 году на частично сохранившихся стенах этого древнего храма была возведена новая каменная церковь. В 1699-1702 годах, к  храму были пристроены большая трапезная, шатровая колокольня и три придела: во имя мученицы Варвары, Пафнутия Боровского и Николая Чудотворца. Во время нашествия французов здесь вместе со своим отцом побывал юный Ф.Беккер: «нам пришлось проходить через двор церкви, название которой я тогда не знал, но это было на Петровке, Рождество Столешники (что в Лечниках). Здесь услышал конский топот в церкви. Я остановился посмотреть и увидел около церкви француза, который из больших местных икон составил ширмы, а меньшие колол топором и подкладывал в огонь под котел, в котором он что-то варил. Я подбежал к отцу, отошедшему несколько вперед, и сталь ему рассказывать мною виденное, но он, не останавливаясь, приказал мне идти далее». Церковь была разрушена в 1927-1928 годах, а в 1997 году на ее месте была поставлена памятная часовня.

Фотография отсюда.
25. Сохранился до наших дней великолепный Высоко-Петровский монастырь с его древними соборами и храмами. Тревожные дни 1812 года навечно вписаны в его великую историю. Настоятель Высоко-Петровского монастыря, престарелый архимандрит Иоанникий в сопровождении иеродьякона и двух штатных служителей 13 (1) сентября 1812 года выехал в Вологду, но по старости лет остановился в Ярославле. В монастыре оставалось лишь 8  человек братии.  В первые дни пребывания французов в Москве монастырский казначей успел оставшуюся серебряную утварь скрыть в печной трубе. Эта хитрость подействовала и она  не была найдена французами. 17 (5) сентября неприятели ворвались в убежище монахов, а также вторглись в храмы, но, не обретя нигде сокровищ, бросились в погреба, отдаваемые в наем. Разграбив погреба, неприятели на протяжении нескольких дней заставляли монашествующих переносить в монастырь награбленное ими в окрестных домах. После указов Наполеона от 19 (7) и 21 (9) сентября о прекращении мародерства в городе, на территории Высоко-Петровского монастыря французы учредили бойню для скота. Проходя мимо Петровского монастыря, рассказывал очевидец: «я заметил несколько человек русских, которые с любопытством заглядывали в монастырские ворота. Подражая им, я также взглянул туда, но в какое я пришел изумление, увидав весь монастырский помост покрытым спекшейся кровью. В некоторых местах валялись внутренности животных, которые гниением производили сильное зловоние. Зажав нос и вытаращив глаза, с удивлением я спросил зрителей, что здесь происходит. Один из толпы, насмешливо взглянув на меня, отвечал: «Ты, брат, видно сыт, да притом же из дворянской породы, ишь как законопатил нос! Вот мы так принюхались к вони, ходя сюда ежедневно, не достанется ли чего хотя из требушины на нашу сиротскую долю. Разве не видишь, что тут неприятельская бойня». Оставив дожидавшихся мясной провизии и проходя мимо соборной церкви, увидал я в растворенные двери в ней устроенную мясную лавку: вокруг стен на широких полках лежали разные части мяса; на паникадилах и на вколоченных в иконостас гвоздях висели внутренности животных и разные птицы». При учреждении в монастыре бойни, ее французский начальник принял монахов и служителей Высоко-Петровского монастыря под свое покровительство. От него монахам наравне со служителями бойни выдавалась мука, а иногда и крупа. Заняв храмы под бойню и для размещения скота, пригоняемого врагами из окрестных селений, один из храмов был предоставлен монахам для богослужения. Посреди луж крови возвысился духовно неприступный островок чистой веры. Богослужения начались здесь с 7 октября (25 сентября) и продолжалось каждодневно до выхода неприятеля. Церковь едва могла вмещать приходящих для молитвы. Когда по Москве разнесся слух о том, что неприятели, при выходе из Москвы будут колоть всех русских, собравшиеся в Высоко-Петровском монастыре обнищавшие и изможденные москвичи, исповедавшись и со слезами приобщившись Святых Тайн, получили здесь утешение и надежду.

Фотография отсюда.
26. Сильно пострадала от огня 1812 года  церковь Иконы Божией МатериЗнамение за Петровскими воротами, сохранившаяся до наших дней (1-й Колобовский пер., 1, стр. 2) с приделами Всех святых (1754) и преподобного Сергия Радонежского (до 1819 – Климента).  В храме основательно выгорела кровля, обгорели двери и окна. На восстановление святыни потребовалось несколько лет. Храм был освящен весной 1815 года (18). По желанию прихожан в 1819 году Климентовский придел храма был переосвящен во имя преподобного Сергия Радонежского.

 Фасад главного дома А. И. Остермана-Толстого. Архитектор: Ф.М. Шестаков, 1832 год.
 Фотография отсюда.
27. Сильно пострадал от пожара дом  графа Александра Ивановича Остермана-Толстого (1770-1857), в 1812 году командовавшего 4-м пехотным корпусом в 1-й Западной армии Барклая-де-Толли. Отличившись в бою под Бородино, граф был контужен, но через несколько дней вернулся в строй. Дом А.И. Остермана-Толстого сохранился и поныне и располагается по адресу:ул. Делегатская, 3. В настоящее время его занимает Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.

Фотография отсюда.
В 1812 году пожар не дошел до церковных строений, но французские мародеры не пощадили его. В понедельник 5 октября (23 сентября по старому стилю) храм был ограблен шайками из крупного неприятельского отряда под командованием французского кавалерийского генерала Пьера Клода Пажоля, выдвинувшегося по направлению к Дмитрову.  В 1813 году храм был заново освящен, а в 1825 году была построена ограда храма, сохранившаяся до нашего времени.

Фотография отсюда.
29. Бедствия Отечественной войны не прошли и мимо сохранившейся поныне церкви Тихвинской иконы Божией матери в Сущеве (1694-1696). Тихвинская ул. 13. По отчету священнослужителя церкви от 1813 года: «означенная наша церковь с приделом Апостола Андрея Первозванного врагами веры и человечества ограблена и лишена своего благолепия. Святые престолы разорены». Главный придел церкви во имя Тихвинской иконы Божией Матери был сильно поврежден, и к отправлению службы была приготовлена только придельная церковь во имя Святого Апостола Андрея Первозванного, «но как пособили прихожане и доброхотные датели придельная церковь возобновлена, иже к отправлению священноcлужения нужное приготовлено». 5 декабря 1812 года придел во имя Святого Апостола Андрея Первозванного был освящен заново, о чем в своем рапорте сообщал священник церкви Тимофей Иоаннов. С конца XVIII века огромные владения между Банковским переулком и Камер-Коллежским валом (ныне Сущевский вал) принадлежали вдове, действительной тайной советнице Надежде Васильевне Шепелевой. Являясь прихожанкой храма Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве, она щедро наделяла богатыми вкладами свою приходскую Тихвинскую церковь. Летом 1820 года на ее средства церковь «снаружи возобновлена наилучшим образом, но колокольня при ней находящаяся осталась без поправки и благолепию церкви совсем несоответственна». В 1825 году стараниями богатой прихожанки была возведена новая колокольня. В эти же годы также на средства Н. В. Шепелевой был сделан резной вызолоченный иконостас и для него написан ряд икон. Внутри стены были украшены росписями. Храм был полностью восстановлен и обновлен. А в 1850 году с южной стороны храма симметрично северному приделу был пристроен придел во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», также на средства Н.В. Шепелевой.

30. Памятное место. Некогда стоявшей перед домом 2 на Тверской со стороны ул. Охотный ряд церкви Параскевы (Пятницы) преподобной в Охотном ряду было суждено стать первым в Москве мемориалом  1812 года. Большая двухэтажная увенчанная пятиглавием постройка имела несколько приделов и два престола. На первом этаже - главный престол был освящен во имя преподобной Параскевы Пятницы, а  придельные - в честь Николая Чудотворца и Иоанна Воина. В верхнем этаже главный престол - Воскресения Словущего. После победного окончания Отечественной войны 1812 года иждивением дворянского собрания в верхней части Пятницкой церкви были устроены два новых придела: св. Александра Невского и мученицы Екатерины (в честь императора Александра I и его сестры, великой княгини Екатерины Павловны). При этом большая часть суммы на отделку верхних приделов была предоставлена вдовой екатерининского фельдмаршала, Анной Родионовной Чернышовой через генерала от кавалерии, графа Степана Степановича Апраксина. Новая роспись верхней церкви представляла собой мемориальную галерею Отечественной войны, изображая святых, на память празднования которых приходились победы русских войск над французами в кампаниях 1812-1814 годов. События 1812 года символизировали: святые Адриан и Наталия (26 августа) – битву при Бородине; Петр Митрополит (5 октября) – сражение при Тарутине; мученик Евлампий (10 октября) – бегство французов из Москвы; мученик Галактион (5 ноября) – взятие русскими войсками Смоленска; Павел Архиепископ (6 ноября) – сражение под Красным; евангелист Матфей (16 ноября) – битву при переправе через Березину. О военном пути русской армии в Европе в 1813 году напоминали: преподобный Федор Трихина (20 апреля) – сражение под Люценом; пророк Михей (14 августа) – сражение при Кацбахе; мученики Флор и Лавр (18 августа) – битва при Кульме; апостол Фома (6 октября) – «битва народов» под Лейпцигом. Наконец, победы 1814 года увековечивали: преподобный Евфимий (20 января) – битва под Бриенном; святой патриарх Никифор (13 марта) – битва при Фер-Шампенуаз; святые Хрисанф и Дарья (19 марта) – вступление русской армии в Париж; мученик Феодот (18 мая) – подписание мира между Россией и Францией. Сюжеты этих росписей  были положены впоследствии в основу программы наружных барельефов храма Христа Спасителя, воздвигнутого в память отечественной войны 1812 года (20., с. 134). Церковь была вновь освящена 3 декабря 1816 года. Храм – мемориал не пережил большевистского лихолетья и был уничтожен в 1928 году.

Триумфальные ворота на Тверской заставе. Художник: Ф.Бенуа, 1848 г.
31. Памиятное место. После окончания Отечественной войны 1812 года в Москве была организована комиссия, ответственная за восстановление города. По ее плану была преобразована и расширена Страстная площадь, а на месте бывших Тверских ворот появилась Триумфальная площадь.Выше Триумфальной площади по 1-й Тверской Ямской на площади Тверской заставы в 1814 году  была построена деревянная триумфальная арка для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Парижа после победы над Наполеоном. Позднее, в 1829-1834 годах по проекту архитектора О.И. Бове уже в камне на этом месте были сооружены Московские Триумфальные ворота, украшенные скульптурами, аллегорически изображающими Победу, Славу и Храбрость. Надпись на арке, утвержденная  Николаем I гласила: «Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826». С одной стороны арки надпись была сделана на русском языке, а с другой — на латинском. После реконструкции надпись на главном фасаде была изменена. Текст был взят с вмурованной в основании памятника бронзовой закладной доски: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков». В 1936 году при реконструкции площади арка была разобрана. Часть скульптур была передана в Музей архитектуры, расположившийся на территории Донского монастыря. Только в 1966-1968 годах Триумфальная арка была воссоздана, но уже на Кутузовском проспекте недалеко от музея-панорамы «Бородинская битва».

32. Площадь Тверская застава.  Памятное место.
На третий день после оставления Москвы французами утром в Страстном монастыре раздался первый благовест к божественной литургии и благодарственному молебну, повторенный по условленному знаку на всех уцелевших колокольнях и не слышанный в Москве сорок дней. Это было торжественным благовестием для собравшихся жителей Москвы, которые восклицали: «Слава Богу, матушка наша Москва очнулась!» (11., с.43). На благодарственном молебне присутствовал Василий Дмитриевич Иловайский 12-й (1785-1860), который после непродолжительного, но упорного боя у Петровского дворца первым вошел в Москву 17 (5) октября и позднее - в оставленный маршалом Мортье Кремль. За освобождение Москвы Иловайский 12-й получил чин генерал-майора.

Монахиня Страстного монастыря Настасья в конце 1812 года была свидетелем опустошений, произведенных огнем в Ямской слободе: «Как мы подъехали к [Тверской] заставе да увидала я пепелище, так и оборвалось у меня сердце. Стоят длинными рядами обгорелые столбы: знакомых мест не признаешь. Казалось, что Москва уже никогда не отстроится». Действительно, после ухода французов церковь долго стояла неосвященной. Только в 1816 году жители слободы подали прошение о ее перестройке и повторном освящении. Отстраивалась она на средства разоренных прихожан. Строительство затянулось, и было окончено лишь к 1830 году. Трапезная и прекрасная высокая колокольня были закончены еще позже – в 1845 году при помощи императора Николая I, который выдал местным жителям пособие на восстановление слободы. В 1845 году один из авторов популярного журнала того времени «Библиотека для чтения» писал: «теперь, вместо прежних полуразвалившихся хижин, все протяжение слободы застроено большими каменными домами». 

 N.B. Весь представленный по районам материал- выдержки из моей неопубликованной пока книжечки "Монастыри, соборы и церкви ЦАО г. Москвы в 1812 году по воспоминаниям современников". При цитировании просьба ссылаться на этот мой блог trojza.blogspot.com. 
С радостью рассмотрю любые предложения по публикации.