06.02.2012

Святогорская Успенская лавра в хромолитографиях Е.И. Фесенко конца XIX века.

Хромолитография Е.И. Фесенко 1900 года, Вид Успенской Святогорской Общежительной пустыни. Бумага. Размер 420х530 мм.

А вот другой вариант, печатавшийся листом:


А вот в книге

"Каталог изображений св.икон, картин, книг и листков Ефима Ивановича Фесенко, напечатанных в собственной хромолитографии и типографии. Одесса Тип.Е.Фесенко 1915г. 32 с". Приводится еще один вариант оттиска:

Крупнее клеймо.

Интересно, что в книге:
Кулжинский Г.И. Святогорская Успенская общежительная пустынь в Харьковской епархии. Типография Е.И. Фесенко, Ришельевская улица, собственный дом №47.Одесса., 1896.
 
Присутствует еще черно-белый вариант предидущего изображения, причем, датированного. Почитать на Сигле. Скачать книжку.
Страница. 11 (кликабельно)


Страница 75, Но есть ещё по тексту есть.

Но вообще говоря в типографии Фесенко появлялись  ну соврешенно замечательные вещи:

Отпечаток стопы Иисуса Христа. Одесса. Хромолитография Фесенко.1890-е годы. См. тут.

Типография Е.И. Фесенко была основана в Одессе  1883 году.
Гравированные виды монастырей исполнялись в различных техниках и манерах. В конце XVIII века был изобретен такой способ размножения черно-белых изображений, как литография.   В начале XIX в. с ростом технического прогресса появляется новый способ печати - хромолитография. Это усовершенствованный способ литографии, позволивший добиться необычайной яркости цветовых изображений. Способ изготовления хромолитографии достаточно трудоемкий, но дает огромное преимущество, благодаря яркости изображений и огромному тиражу.
 Мастером-гравером выполняется несколько отдельных изображений (от 3 до 6, не более) на специальном литографском камне. Каждый камень имеет только гравированный рисунок, соответствующий одному цвету. После изготовления и подгонки всех необходимых камней с предварительным рисунком каждый из них путем печати оставляет на бумаге соответствующий рисунок и цвет. Далее на это же изображение накладывается другой камень с другим цветом и так до последнего. В конечном итоге получается цветное изображение. От мастерства резчика камня зависит и количество градаций оттенков первоначальных цветов, которых могло быть до нескольких десятков. Особенно хорошо воспроизводятся карандашные рисунки и акварель с тонкими переходами красочных оттенков. Именно в этой технике печатаются в России в конце XIX- начале XX века виды монастырей и изображения святых.