19.04.2012

Гребневский тайник 1812 года и его бесценное содержимое

6 сентября (25 августа) 1812 года накануне Бородинского сражения в подмосковную усадьбу Гребнево на извозчиках под охраной солдата Ивана Лазарева были доставлены таинственные опечатанные ящики. Вместе с ними управляющий усадьбой Иван Саламатов получил распоряжение от владельца имения Сергея Михайловича Голицына (1774-1859) с бережливостью спрятать их как можно надежнее, заложив каменной кладкой окна и двери тайника. Выбор места тайника был возложен на прибывшего вместе с загадочным грузом смотрителя Голицынской больницы в Москве, Александра Дубровина. 

Накануне И. Саламатов озаботился нанять двух каменщиков для сооружения тайника. В день прибытия таинственного груза они приступили к работе, которая была завершена 10 (29 августа) сентября, когда Наполеон был в Можайске. 

Сергей Михайлович очень волновался за сохранность груза и 9 (28 августа) сентября просил управляющего скорее сообщить, доставлен ли ценный груз в Гребнево. О его получении и устройстве тайника управляющий сообщал С.М.Голицыну в своем донесении с прилагающимся отчетом об истраченных на работы средствах.

Иван Саламатов писал:
 «Сиятельнейший князь! Милостивейший Государь!
При повелении вашего сиятельства от 25 сего августа, присланные картины в ящиках закупоренных рогожами и клеенкой, с печатями при них имеющимися, - солдатом Иваном Лазаревым сюда доставлены благополучно, которые с должной бережливостью и положены при скотном дворе в погребе с подделкой в половине оного под ящики лесов, и с закладкой двух окон и дверей присланными для сего двумя каменщиками, которые при сем и отпущены. – Из полученных же от вашего сиятельства 75 рублей, сколько употреблено платежом за доставление картин извозчикам и каменщикам по бытности их здесь, с положением по 2 р. 50 на день, сколько причлось им, при сем доставлю вам, государь, отчет, при коем и остальные у сего возвращаются.
P.S. По окончании сего, на повеление вашего сиятельства от 28 августа полученное, всеподданнейше доношу, что по приезду сюда Голицынской больницы смотрителя Г[осподина] Дубровина, присланные картины помещены при скотном дворе в погребе, который как найден им для них способом: то они в оном и остаются без всякой их разборки, с определением к ним на ночь караула» [1].  

Так в 1812 году в подмосковном Гребневе оказалась ценнейшая часть знаменитого собрания картин Голицыных из московской Голицынской больницы.

Вид Голицынской больницы в Москве, гравюра 1798. Картинка увеличивается.

Картинная галерея Голицынской больницы, впервые открытая в 1810 году и просуществовавшая до 1817 года стала первой частной, публичной картинной галереей в России. В собрании было представлено более 500 первоклассных  живописных произведений кисти П. Рубенса, А. Ван Дейка,  Яна Брейгеля старшего, две картины Рембрандта, Рафаэля, Тициана, Караваджо, Веккио, Пуссена и многих, многих других. 

Голицынская больница была устроена обер-камергером Высочайшего двора Александром Михайловичем Голицыным (1723-1807) на средства его двоюродного брата, Дмитрия Михайловича Голицына (1721-1793), который владел подмосковным имением Гребнево с 1761 по ок. 1772 год (под опекой Б.В. Умского).

Портрет князя Дмитрия Михайловича Голицына. Художник: Франсуа Гюбер Друэ младший, 1762.

Больница была открыта в 1802 году и стала третьей больницей в Москве гражданского ведомства после Екатерининской и Павловской больниц. В Голицынскую больницу принимались на бесплатное лечение представители всех слоёв населения, кроме крепостных крестьян.

Князь Дмитрий Михайлович Голицын, около 30 лет проживший в качестве русского посланника в Вене, был тонким знатоком искусства, меценатом и коллекционером. Дмитрий Михайлович не оставил прямых наследников, и после его кончины в Вене 19 (30) сентября 1793 года основная часть его коллекции по завещанию перешла к его двоюродному брату Александру Михайловичу Голицыну (1723—1807), который, присоединил ее к собственной коллекции полотен. В своем завещании Д.М. Голицын писал: "Повелеваю отдать двоюродному брату моему господину обер-камергеру князю Александру Михайловичу Голицыну <...> все мои картины, эстампы и рисунки, большие порцелиновые вазы, бронзою оправленные, две поясные, мраморные статуи и сверх того золотую с синею финифтью и с портретом государыни Императрицы табакерку, осыпанную бриллиантами, прося его сиятельство принять сей малый дар в знак моей к нему дружбы и истинного почтения" [2. С.7-8]. 

Александр Михайлович Голицын (1723-1807). Художник: Эриксен Вигилиус, 1764.

Кроме того, по завещанию Дмитрия Михайловича на строительство и содержание больницы он оставлял огромную сумму в 920.600 рублей [3].

 Главный корпус Голицынской больницы в Москве. Современная фотография.

До наших дней дошло составленное между 1793 и 1801 годами описание  собрания картин Голицыных, которое носит название "Каталог картин, отправленных из Вены" [4]. В нем приведено описание 297 произведений: 290 картин маслом, 5 миниатюр, 1 пастель и 1 гуашь. Подавляющее большинство произведений собрания Дмитрия Михайловича, около 170, принадлежит мастерам северных школ: голландской, фламандской, немецкой. Наибольшим числом произведений представлена голландская школа (более 60).

В Голицынское собрание входили две картины Рембрандта ("Портрет женщины" и "Пишущий человек (архитектор)"), а также работы его учеников Герарда Доу и Герарда ван дер Экхаута.

Картина из Голицынской больницы:
Вертумн и Помона. Хут (Гут), Герард. Нач. XVIII в.


Картина из Голицынской больницы:
Лот с дочерьми. Художник: Верф, Адриан ван дер, 1711.

Картина из Голицынской больницы:
 Лошади на водопое. Художник: Вауверман, Филипс, между 1619-1668 гг. Эрмитаж.

По количеству полотен незначительно уступает голландской части собрания часть, содержащая произведения итальянских мастеров. К ней относятся работы Рафаэля, Андреа дель Сарто, Тициана, Корреджо, Пармиджанино, Караваджо, Джулио Романо, Людовико и Агостино Карраччи, Гвидо Рени, Доменикино и Гверчино, Карло Дольчи и Франческо Фурини, Пьетро да Кортона, Карло Маратта, Сассоферато, Франческо Тревизани, Пальма Веккио, Якопо Бассано и Паоло Пагани.  

Картина из Голицынской больницы:
Горный пейзаж с упавшим ослом. Художник: Йос де Момпер. Ок. 1630-е. Эрмитаж.

 Картина из Голицынской больницы:
Пейзаж с часовней на холме. Художник: Йос де Момпер. Ок. 1608-1610.ГМИИ А. Пушкина.


 Картина из Голицынской больницы:
 Венера и Амур. Николя Пуссен, , 1630.

Французская живопись была представлена полотнами Никола Пуссена ("Венера и Амур", "Фигура художника") и Себастьяна Бурдона ("Святое семейство"), пейзажами Филиппа Сигисбера Клере (Cleret) и Жана Пиллемана.

Картина из Голицынской больницы:


Охотничья добыча. Фейт, Ян.1640-е

  
Картина из Голицынской больницы:
 Мастерская живописца. Босхе (Бош), Балтазар ван ден.1709

  
Картина из Голицынской больницы:
 Мастерская скульптора. Босхе (Бош), Балтазар ван ден.1712

  
Для размещения картинной галереи при Больнице, Александр Михайлович Голицын заложил в больничном саду особый двухэтажный корпус, достраивать который пришлось уже следующему директору больницы, - владельцу Гребнево, Сергею Михайловичу Голицыну, вступившему в должность с 18 ноября 1807 года после смерти  его дяди, Александра Михайловича. Сергей Михайлович оставался директором больницы на протяжении целых 52-х лет, вплоть до своей смерти в 1859 году.

 Сергей Михайлович Голицын (1774-1859). Художник: В.А. Тропинин. После 1828 года.

В  1809 году, после окончания строительства корпуса галереи, в нее были помещены все 477 картин разных школ и лучших художников, пожертвованные князем Александром Михайловичем. Для присмотра определен особый чиновник из художников живописи с одним помощником и нужным числом служителей.

Картина из Голицынской больницы:
 Великодушие Сципиона Африканского. Верхаген, Пьер-Жозеф.Ок. 1775

  
Картина из Голицынской больницы:
Регул, возвращающийся в Карфаген. Ленс, Андриес Корнелис.1791.


 
Картина из Голицынской больницы:
Кавалерийская стычка. Художник: Мас, Дирк (Теодорус), 1670-1680-ермитаж

С мая следующего 1810 года галерея была торжественно открыта для публики. Посетители могли ознакомиться с произведениями живописи по воскресным дням, а молодым художникам для копирования работ именитых мастеров назначались особые дни и часы [2.C.33].
 
Картина из Голицынской больницы:
Портрет Ивана Ивановича Бецкого. Рослин, Александр.1777


Картина из Голицынской больницы:
Портрет княгини Голицыной, урожденной Княжны Кантемир. Художник Ж.-М.Натье, 1757.



Картина из Голицынской больницы:
 Катон . Копия неизвестного художника с оригинала   Хосе де Рибера, XVII в. Эрмитаж


И вот настала грозная осень 1812 года…
При Голицынской больнице оставались: эконом Христиан Иванович Цингер, взявший на свои плечи управление внушительным хозяйством, помощник эконома Анкудинов, надзиратель по дому Томе, аптекарь Винтер, лекарские и аптекарские ученики, певчие домовой церкви, повара и хлебники. 1 (13) сентября Х.И. Цингер  отпустил всех больничных служащих, желавших покинуть Москву в Крапивенскую вотчину Тульской губернии, приписанную больнице, выделив им две одноконные подводы, а сам занялся спешными приготовлениями к худшим временам: у кого были куры – всех перекололи на жаркое, впредь с запасом напекли пирогов, лепешек и хлеба, оставшееся имущество спрятали в подвалы главного больничного корпуса. По словам историка Голицынской больницы, И. Сейделера: «церковная утварь [домовой церкви благоверного царевича Димитрия при Голицынской больнице – прим. А.П.], ризница, запасное больничное белье и все картины были помещены, в последних числах августа, в 4 кладовые, находящиеся в нижнем и верхнем этажах флигелей, расположенных по правую и по левую стороны главного корпуса, двери кладовых заделаны кирпичом и заштукатурены под лицо коридорных стен, так, что нельзя было заметить нахождения кладовых» [2. С. 34]. 

Картина из галереи Голицынской больницы:

 Деревенский праздник. Художник: Дрохслот, Иост Корнелис, 1630-1640-е.

 И.И. Сейделеру, по всей видимости, не был доступен архив Голицыных, документы которого, относившиеся к 1812 году были изданы П.И. Щукиным  только в 1897 году. Конечно, следовало бы предположить, что в Гребнево в опечатанных ящиках могли быть доставлены картины из дома Сергея Михайловича Голицына на Волхонке (современный адрес- Ул. Волхонка 14.Строение 1), который вечером 14 (2) сентября был занят дивизионным генералом  Арманом Огюстеном Луи де Коленкуром (1773-1827), лично знакомым с бывшим владельцем дома… Однако управляющий Иван Саламатов указывает на личное участие в устройстве гребневского тайника Александра Григорьевича Дубровина указанного в штате Голицынской больницы в качестве смотрителя. 

 Картина из галереи Голицынской больницы:
 

Пейзаж с фонтаном. Блумен, Ян Франс ван (прозванный Оризонте). Сер. 1630-х



С 1811 по 1821 год коллежский секретарь А.Г. Дубровин числился в должности «надзирателя за домом и рабочими» [2. С. 274].  В 1812 году в той же он должности работал с коллежским секретарем Александром Федоровичем Томме (работал с 1802 по 1814). Нельзя не обратить внимания на то, что 21 (9) марта 1815 года Александр Григорьевич Дубровин был назначен смотрителем Галереи Голицынской публичной больницы [5]. В связи с этим, любопытно, что по правилам Голицынской публичной больницы, составленным С.М. Голицыным в 1815 году (1 января) смотритель галереи «должен быть испытанный в живописи мастер, который бы охранял картины в их чистоте, целости и невредимости, всеми способами, зависящими от сведения, искусства и опытности» [2. С. 165]. Жил смотритель Галереи при Голицынской больнице, где ему позволялось завести рисовальную и живописную школу и иметь 12 учеников.

Картина из галереи Голицынской больницы:
Рамка с аллегорическим изображением четырех стихий. Художник: Кессель, Ян ван Старший, 1664

В 1812 году, конечно, большинство полотен осталось в тайниках устроенных при больнице. Вся обширная коллекция не могла быть вывезена из Москвы по причине недостатка и резко взвинченных цен на подводы в виду массового оттока жителей Москвы в глубь России. Эти обстоятельства позволяют нам предположить, что в Гребнево 6 сентября (25 августа) 1812 года была доставлена ценнейшая часть коллекции Голицынской больницы.


Картина из галереи Голицынской больницы:
Жертвоприношение Авраама. Дитрих (Дитрици), Христиан Вильгельм Эрнст, XVIII в.


Картина из галереи Голицынской больницы:
Благовещение. Чима да Конельяножованни Баттиста, 1495


Попытаемся узнать, где же именно в усадьбе Гребнево в 1812 году был устроен А.Г. Дубровиным этот тайник.  

Иван Саламатов указывает его место довольно точно: «присланные картины помещены при скотном дворе в погребе». До наших дней дошел ценный предпродажный документ, озаглавленный «Опись всему строению села Гребнева», составленный летом 1811 года. Документ являлся приложением к договору купчей, по которой бывшая владельца имения и окрестных деревень, Екатерина Александровна Бибикова, урожденная Чебышева (1766-1833) за 900.000 рублей уступала его Анне Александровне Голицыной (1739-1816) – матери Сергея Михайловича Голицына.  В подробной описи строений мы находим под номером 18: «Скотный двор, в длину и ширину — по 34 сажени, на оном дворе каменный корпус жилой в два этажа, длиною 8 саж., шириною 6 саж., вышиной — 3 саж. 1 арш., а внизу два погреба. Навесы каменные для складки соломы, длиною по обе стороны — по 7 саж. 2 арш., шириною 4 саж., вышины 6 аршин» [6].

 Картина из галереи Голицынской больницы:
Проповедь Христа на Генисаретском озере. Винкбонс, Давид, 1623


В какой именно части усадьбы располагался скотный двор в 1811-1812 году – сказать довольно трудно. Обратившись к истории перестроек в усадьбы, можно узнать, что в начале 1817 года князь Сергей Михайлович Голицын привлек к строительству в Гребневе архитектора Игнатия Ивановича Ольделли (ок. 1795 — после 1840) а позднее  архитектора Н. И. Дерюгина. По одним данным по проекту последнего в 1818-1823 годах был заново построен конный двор, дополнивший постройки XVIII века, каретный сарай и перестроен скотный двор. 

 Конный двор. Фотография trojza, 2011. 

По другим данным, соорудив парадные въездные ворота, увеличив флигеля за счет закрытия аркадных проемов галерей, соединявших их с главным домом и незначительно перестроив главный дом усадьбы скотный и конный дворы с каретным сараем остались не тронуты рукой архитектора.

Картина из галереи Голицынской больницы:
  Мужской портрет . Пальма Старший, Якопо (Якопо Нигрети), 1512-1515.


Но информация о скотном дворе возникает еще раз. Считается, что в 1832 году по проекту архитектора Михаила Доримедонтовича Быковского (1801 – 1885) на месте разобранного скотного двора были возведены корпуса усадебной больницы, действовавшей до 1960-х годов.
В доказательство своих слов краевед М.Баев ссылается на ОПИ ГИМ ф. 14, д. 21. Там же, св. 66, д. 669; св. 68, д. 708. 

  Развалины больницы в Гребневе. Фотография trojza, 2011.

Картина из галереи Голицынской больницы:
Людовик XIV при взятии Безансона. Мейлен, Адам Франц ван дер, 1674.


Если доверять этому утверждению, скотный двор находился вне основного усадебного комплекса. 
Топографическая карта окрестностей Москвы 1852 года. Место больницы выделено красненьким.


На топографической карте окрестностей Москвы 1852 года без труда можно различить местоположение этого комплекса построек, руины которых сохранились до наших дней. 

 Руины больницы в Гребневе. Фотография trojza, 2011. 

В принципе, расположение больницы в отдалении от усадьбы  - вполне закономерно. В случае нередких в те времена эпидемий оно обеспечивало бы карантин. 

 Руины больницы в Гребневе. Фотография trojza, 2011.

С другой стороны, логичным кажется и расположение скотного двора в отдалении от основных построек усадебного комплекса… 

 Руины больницы в Гребневе. Фотография trojza, 2011.

Может быть именно здесь в одном из подвалов хранились в 1812 году бесценные полотна Рембрандта, Рафаэля и Тициана? Как знать…

Но что стало с остальной частью коллекции, спрятанной в тайниках Голицынской больницы?

Вид Голицынской больницы в Москве. Гравюра, 1825.  
После вступления польского авангарда в город 14 (2) сентября помощник эконома Анкудинов вместе с аптекарем Винтером, взяв с собой большой ржаной хлеб, пошли навстречу князю Понятовскому, и, повстречав его у заставы, просили заехать в больницу и предложили больничные палаты для раненых французов. В то самое время напротив церковной паперти был выставлен накрытый стол с вином и закуской. По воспоминаниям очевидца, «во втором часу приехал в больничный дом князь Понятовский со своим штабом и, не слезая с лошади, пил вино, также его офицеры и солдаты были угощаемы. Служащие больницы испросили у него караул, которого он и оставил человек 40. В это же время в Москве разбивали кабаки, магазины и лавки. Грабили же жители Москвы и окрестные крестьяне» [2. С.122]. 

Передний фасад главного корпуса Голицынской больницы. Гравюра из книги И. Сейделера, 1865.

15 (3) сентября, после вступления основных сил французов в город у Голицынской больницы был снят польский караул, аптекарь Винтер и помощник эконома Анкудинов отправились в главный штаб французской армии в Кремле с просьбой разместить в больнице французских раненых и возобновить охрану здания. На следующий день, 16 (4) сентября, из штаба Наполеона в больницу был прислан итальянский капитан с унтер-офицером и 20 рядовыми, которые были размещены по квартирам внутри главного корпуса, а у ворот больницы был поставлен караул, состоявший из одного русского и одного французского солдата. Такой же караул был поставлен на задних воротах, выходящих на Москву-реку. Как вспоминал Федор Щербаков: «Если кто из мародеров перелезет через забор, то в ту же минуту дают знать капитану, а он берет саблю и пистолет и бежит туда, где мародеры, и прогоняет, а ослушников наказывает саблею и велит бить больничным служителям дубьем». [2. Прил. С. 124]. 

Картина из галереи Голицынской больницы:
Пейзаж с молнией . Дюге, Гаспар (прозванный Гаспар Пуссен).Кон 1660-х

К вечеру того же дня в больницу были привезены около 250 раненых офицеров-французов. Сюда же прибыли иностранные доктора французской армии: Дежене, Бофис и главный доктор армии Наполеона, один из основоположников военно-полевой хирургии, барон Жан-Доминик Ларрей (1766-1842). Находившиеся в больнице 50 простых русских солдат – героев Бородина 19 (7) сентября были вывезены французами в неизвестном направлении. В больнице оставалось тогда лишь 8 русских офицеров, которым иностранные врачи оказывалась медицинскую помощь наравне с французами.

 Картина из галереи Голицынской больницы:
 Святое Семейство. Аахен, Ганс фон, 1588-1590.

По словам старшего писаря больницы Федора Никитина Щербакова, которому в 1812 году было 14 лет, больные и персонал больницы не испытывали трудностей со снабжением их продовольствием: «В больнице состояло все благополучно, никого не обижали» [2. С. 125].  Старший писарь Голицынской больницы вспоминал, что к 21 (9) октября из Москвы вышли почти все французские войска. В самой больнице оставалось около 20 французских офицеров. «Вечером 23 (11) октября приехали в больницу казаки человек 15, спросили начальника больницы. Им показали кухонный корпус. Все они взошли в хлебную, просили вина и закуски. Эконом Цингер испугался казаков хуже французов, вышел из своей квартиры и бросил под пол кухни 2000 рублей ассигнациями, а сам ушел в аптеку. Господин Анкудинов, как старый Екатерининской службы сержант, явился начальником больницы, угостил казаков, которые спросили: есть ли у вас раненые французы, веди нас к ним, и в одну минуту не осталось у французов ни денег, ни часов, ни оружия, - все было взято, и казаки уехали» [2. С. 126-127].

Картина из галереи Голицынской больницы:
  
Изгнание демонов (Кольцо Соломона). Художник: Лебрен, Шарль, XVII в.

Грабеж был прекращен вместе со вступлением в Москву отрядов Владимирского ополчения. Посреди обратившейся в пепелище Москвы в одной лишь Голицынской больнице не прекратился прием больных и раненых. Бесценная коллекция картин осталась неприкосновенной в своих тайниках.


Картина из галереи Голицынской больницы:
Распятие с предстоящими (Распятие со святыми Павлом и Франциском). Луини, Бернардино.Ок. 1530.

Директор Голицынской больницы и владелец усадьбы Гребнево Сергей Михайлович Голицын  день вступления неприятеля в Москву 14 (2) сентября посетил свое село Влахернское (Кузьминки), а оттуда около полудня отправился сразу в Гребнево, чтобы отдать последние распоряжения и проверить надежность устроенного по его распоряжению тайника. В тот же день по Владимирской дороге С.М. Голицын уехал во Владимир на Клязьме, а оттуда отправился в Казань.В Казани по воле императора он принял начальство над тамошними временными отделениями опекунского совета и институтами императрицы [2. С.34]. С.М. Голицын вернулся из Казани в Москву уже в половине ноября 1812 года [2. С. 37]. 

Картина из галереи Голицынской больницы:
 Развалины дорического храма. Робер, Гюбер,  1783

Прошло четыре года и вот, 28 ноября 1816 года Сергею Михайловичу Голицыну было дано императором разрешение на аукционную продажу картинной Галереи Голицынской больницы. Картины продавались с 1816 по 1818 год. Всего было устроено 28 аукционных торгов.  Было продано 324 картины вместе с мраморными статуями, группами, бюстами на сумму 238645 рублей. Оставалось еще 141 картина, продать которые было решено с уступкой в половину их аукционной стоимости, в 37800 рублей, на что было получено разрешение императрицы Марии Федоровны.  В завершающей торги лотерее приняла участие сама императрица. 

Картина из галереи Голицынской больницы:
Архитектурный пейзаж с каналом. Робер, Гюбер.1783

В 64 номере Московских Ведомостей 1818 года была помещена заметка следующего содержания: «От тайного советника, Московской голицынской больницы главного директора, князя Голицына почтеннейшая публика извещается: / По высочайшей его величества воле дозволено в Москве разыграть в лотерею картины, находящиеся в галерее помянутой больницы, ей принадлежащие, какую бы они ни составили сумму; почему картинная лотерея в пользу сего заведения и учреждается на следующем основании:  всех картин или выигрышей состоит 141, лотерею предложено разыграть в 45000 р., разделенных на 4500 билетов, каждый ценою по 10 р. В ассигнациях, серебром, или золотом по курсу./ Желающие могут видеть картины в означенной галерее, куда вход открыт для публики ежедневно, от 8 часов до 12 утра, и от 2 до 6 часов пополудни. Лотерейные билеты и нарочно изданные на русском языке особые печатные каталоги всех картин, назначенных к разыгрыванию, раздаются также в сей галерее». На полученные деньги к больнице была куплена вотчина. Многие из картин, возможно, побывавших в нашем подмосковном Гребневе в 1812 году и по сей день являются украшением лучших музеев России.

При цитировании или перепосте просьба указывать ссылку: trojza.blogspot.com


Исп. лит.:
1.  Бумаги, относящиеся до Отечественной войны 1812 года, собранные и изданные П.И. Щукиным. Т.1. М., 1897. С.6-7. «Отчет его сиятельству милостивейшему государю в присланных деньгах на платеж извозчикам за доставление в село Гребнево картин и двум каменщикам, сколько употреблено по бытности их здесь. Августа 29 дня 1812 года». По отчету от солдата Ивана Лазарева было получено 75 рублей, «на сало для смазки тележных осей» было потрачено 42 копейки, извозчикам было дано 50 рублей. Также отмечалось, что над заделкой окон и дверей трудилось двое каменщиков, которым было заплачено 36 р.50 коп. Итого 86 р.92 к., в передержке 11 р.92 к».
2.  Сейделер И.И. Московская Голицынская больница в ряду европейских больниц. М., 1865. Ч.1. 
3. Гастев М.С. Материалы для полной и сравнительной статистики Москвы. М., 1841. Ч.1.С.284.
4. Савинская Л.Ю. Каталог князя Голицына.
5.Сборник материалов для истории императорской С.-Петербургской академии художеств за сто лет ее существования. СПБ., 1865. С.62.
6. Московский областной исторический архив. Отдел 5, фамильный фонд кн. Голицыных, связка 58, дело 550, листы 1—5, 1811. (Отдел рукописей РГБ.).