22.05.2012

Не блекнущая слава обуховских ковров: история фабрики Бруновых в подмосковном Обухове


Небольшое ковровое предприятие было основано в 1857 году в Обуховской подгородной слободе (осн. в 1775 году; ныне поселок городского типа Обухово) Богородским купцом 2-й гильдии Михаилом Матвеевичем Бруновым (1819-1891) на средства, доставшиеся ему по наследству от его отца - купца 3-й гильдии по г. Богородску (Ногинску) Матвея Егоровича Брунова, скончавшегося 22 октября (ст.ст.) 1856 года. Какому именно занятию посвящал свою купеческую деятельность Матвей Егорович, из каких операций образовался его капитал, кажется, навсегда останется загадкой, спрятанной под его надгробием Петропавловского погоста в Обухове...



Надгробие Матвея Егоровича Брунова (1788-1856). Фотография: Е.Н. Маслов. Отсюда.

Местечко на правом берегу Клязьмы получило статус слободы в 1775 году. Для Богородского уезда, признаться, это "редкость и древность". Населяли слободу, т.е. торгово-ремесленное поселение, рабочие порохового завода, основанного в далеком 1708 году предприимчивым англичанином Андреем Стельсом (ум. 1712). На карте конца XVIII века отчетливо обозначено местоположение Порохового завода и Обухово (Абухово).

  Карта1778-1786 гг. составления.

Рабочие, понимавшие опасность, в прямом смысле, взрывоопасного производства селились подальше от завода, но также рядом с рекой, чтобы в случае взрыва и начала пожара на правой стороне реки, успеть укрыться на  другом берегу Клязьмы.


 Обухово на карте Ф.Ф.Шуберта 1830-1840-х гг. На месте Обуховской слободы обозначен "господский дом Обухова".

Впоследствии на месте порохового завода, прекратившего свое существование в десятилетие после 1812 года, ок. 1852 года возникнет фабрика другого промышленника, Анисима Пименовича Тюляева (1797 – 1876). Воспользовавшись опытом А.П. Тюляева, Михаил Матвеевич для устройства своей ковровой фабрики в 1857 году приобрел ветхие здания "господского дома", точнее, двухэтажный дом бывших владельцев и управляющих Порохового завода с 11-тью деревянными одноэтажными постройками хозяйственного и жилого назначения на берегу реки.  

Синеньким цветом обозначено место нынешней фабрики Им. Ленина, быв. фабрики Анисима Тюляева, бывшего порохового завода; красненьким - предмет нашего исследования.


Налево от дороги, ведущей с завода и из д. Шалово в слободу Обухово стояли два ткацких корпуса и сновальня, через дорогу размещались дворовые постройки. Позднее ближе к реке появились мастерские для крашения и отделки товара. Выбор столь необычного профиля производства, - выделка ворсовых (шерстяных) ковров, может быть объяснен близостью суконной фабрики Анисима Тюляева, которая вырабатывала необходимую для производства ковров шерстяную пряжу. Заметим, что ковровая фабрика начала работу лишь спустя пять лет после пуска производства на фабрике Тюляева, то есть в то время, когда та уже обрела устойчивые обороты и справилась с довольно жесткой в те времена конкуренцией.



По "Списку населенных мест Московской губернии 1859 года" [СПб, 1865. C. 37]  Обуховский зав.(слобода), то есть, надо полагать, бывший пороховой, насчитывал 3 фабрики  с жителями: 495 мужчин и 560 женщин, а "Обухово (Обуховская слобода), владельческое сельцо" обозначено отдельно с одной фабрикой, - той самой, которая нас интересует.


Если не ошибаюсь, это ("Завод 1") - едва ли не единственное документальное упоминание о раннем (1859) заводе Брунова в Обуховской слободе. Но это упоминание вдвое ценно, если учесть, что предприятие было отмечено статистикой через всего лишь 2 года после его образования...


Весной 1873 года по Обуховской слободе прошел верховой пожар, уничтоживший 20 крестьянских дворов вместе с ветхими фабричными строениями. Опустошительные пожары были нередким явлением для наших мест.10 мая 1865 года верховой пожар уничтожил одну из лучших на тот день шелкоткацких фабрик страны - фабрику Кондрашевых в Щёлково и через лес дошел до Фрязино, Чижево, Ново, Гребнево и Слободы. В Гребневе сгорела верхняя часть теплого Никольского храма. В деревне Фрязино огонь уничтожил 14, Чижево - 9, в Ново - все 74 и Слободе - все 24 крестьянских дома.19 февраля 1892 года пожар уничтожил фряновскую фабрику (в низине).




После пожара в Обухове на месте сгоревших фабричных построек было развернуто масштабное строительство первого каменного двухэтажного корпуса коврового предприятия. В 1877 году в новом корпусе было пущено в дело 20 жаккардовых и 160 ручных станов. Но благополучному развитию производства снова помешал крупный пожар 1880 года. Огонь уничтожил 150 домов в Обуховской слободе, повредил новый фабричный корпус



Василий Иванович Брунов (1870–02.09.1932), Ж. Анна Михайловна (ур. Бажанова) (1874–1935).


Быстрому восстановлению производства помешал промышленный спад, охвативший к тому времени текстильные предприятия Богородского уезда. Немного поправить положение смог брак дочери Михаила Матвеевича, Евдокии, 11 апреля 1882 года (ст.ст.) вышедшей замуж за Ивана Павловича Титушина (1860-ок.1919), - совладельца медно-канительной фабрики в подмосковном Огудневе, ставшего позднее вместе с братом Федором основателем Торгового дома братьев Ф. и И. Титушиных. Начиная с 1884 года производство вновь начинает расширяться и "набирать обороты", открывает свои конторы и склады в Москве, Варшаве и на Нижегородской ярмарке. В 1887 году на фабрике М.М. Брунова насчитывалось 100 станов. "Выделываются ковры шерстяные и бумажные, а также холст для мешков". [Орлов П.А. Указатель заводов Европейской России и царства Польского. СПб., 1887. С. 5].
 
  Генеалогическое древо Бруновых (кликабельно).

К 1890 году 71-летний Михаил Матвеевич Брунов отходит от дел, и передает управление фабрикой своему сыну Иосифу Михайловичу Брунову, который посвятил свою энергию развитию производства льняной парусины и мешочной тары. [Шрамченко А.П.Справочная книжка московской губернии. М., 1890. См.]. Производство льняных мешков было довольно перспективным направлением и позволяло быстро постравить предприятие "на ноги" после неурядиц. Благодаря бактерицидным свойствам льна, мешки из такой ткани использовались для перевозки и хранения зерна и муки. Льняные мешки годны для многократного применения: их можно стирать, кипятить, гладить.

Золотая медаль Парижской Всемирной выставки. 

На предприятии в том же году трудилось 300 рабочих. В том же 1890 году обуховские ковры были удостоены золотой медали на Всемирной Парижской выставке.


 Рекламный листок Парижской Всемирной выставки.

Михаил Матвеевич скончался 13 апреля 1891 года (ст.ст) и был погребен у церкви Петра и Павла в Обухове на семейном некрополе Бруновых. Производство перешло в руки его трех сыновей - Ивана Михайловича (1847—1899), Иосифа и Алексея, энергично занявшихся развитием парусинного дела. Вскоре в целях расширения парусинного производства братья покупают старейшую в городе Костроме "Опалихинскую льнопрядильную и ткацкую фабрику"  с 260 рабочими.


В 1895 году [М.Н. Барышников,  С.76] братья основали  «Торговый дом Михаила Брунова и наследники», во главе которого встал Иван Михайлович Брунов.

Бумажное клеймо фабрики Торгового дома "Михаила Брунова наследники".


Льняные мешки производства Торгового дома Брунова Михаила наследники были с успехом представлены на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде.  Предприятие было удостоено золотой медали.



Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде.

Не меньшее внимание братья уделяли и развитию основного направления деятельности фабрики - ковроткачеству, что к 1897 году позволило им выйти на первые позиции в России в этой области текстильного производства. В 1897 году обуховское предприятие произвело ковров на 560.000 рублей. Стоит отметить, что кроме фабрики Бруновых в Московском уезде ковры производили лишь три предприятия. Кроме ковров и мешков  в Обухове рабочие изготавливали скатерти, одеяла, льняные и джутовые холсты, плюшевые и бархатные изделия, равентух, серпянку и тик.


В 1899 году изделия предприятия получили золотую медаль на франко-русской выставке "Красного креста" в Санкт-Петербурге. После кончины Ивана Михайловича, последовавшего в том же 1899 году главой торгового дома был назначен его сын Василий Иванович Брунов (?-2 сентября 1930), бывший членом-жертвователем Елизаветинского Благотворительного Общества (1900) и действительным членом Богородского общества распространения среднего образования (1912).


Надгробие Ивана Михайловича Брунова на Петропавловском погосте.

В "Московских ведомостях" за 1904 год было помещена заметка следующего содержания: “Торговый дом {Михаила Брунова наследники] производит: механическую выработку ковров, дорожек, трипов, скатертей, одеял, мохеров, сидений и подушек, бархатных, плисовых, булавочных — японских, испанских, шотландских, польских и других всевозможных фасонов, рисунков и размеров. Ткани шерстяные, джутовые, мебельные, каретные, стенные и столовые и грубые подкладочные, холсты, серпянки и тики. Товары имеются в огромном количестве во всех складах торгового дома. Конторы: Москва, Никитская улица, дом Греческого монастыря; Варшава, Белинская улица, дом № 16; Нижегородская ярмарка, шоссе, мебельный склад".

Руководящий состав парусинно-ковровой фабрики Торгового дома М.Брунова наследники. Фотография нач. ХХ века.

Тревожный 1905-й год не обошел предприятие стороной. Ткачи ковровой фабрики Василия Ивановича Брунова начали забастовку в сентябре. 

 Фабричная труба 1904 года постройки (ниже на кадрах можно рассмотреть дату).

Забастовка, продолжавшаяся 10 дней, была вызвана систематическим снижением заработной платы ткачей и тяжелыми условиями труда. Требования рабочих фабрикант оставил без удовлетворения. После окончания забастовки организаторы стачки были уволены с фабрики, но этим жестким решением вопрос не был закрыт и в следующем, 1906 году, 4 октября работа снова встала. Но и на этот раз В.И. Брунгов показал себя как сторонник жестких мер. 10 октября 8 человек зачинщиков забастовки были арестованы и заключены в Богородскую уездную тюрьму [№75 1906 г. октября 12. - Донесение начальника Московского губернского жандармского управления В.А. Черкасова в Департамент полиции о забастовке рабочих ткацкой фабрики Торгового дома М.Брунова и наследники. /Второй период революции, 1906-1907 годы: октябрь-декабрь 1906 года. М., 1963. С. 146].
В июле 1910 года в Москве и Московской губернии бастовало до 15.000 рабочих В их числе были и рабочие парусинно-ковровой фабрики торгового дома Брунова.


Вид Обуховской слободы. Нач. ХХ века.

В 1912 году Россия широко праздновала 100-летие победы в Отечественной войне 1812 года.
Юбилейный ковер "Бегство Наполеона из России", сделанный в 1912 году ныне украшает дом В. И. Перовой в Обухове. Прошло много лет, а сочность красок и прочность основы ковра успешно выдержали экзамены времени и не поблекли. По статистическим данным в 1912 году на фабрике Брунова Михаила наследников в Обуховской слободе трудилось 240 рабочих обоего пола. Предприятие было оснащено двигателями общей мощностью в 600 лошадиных сил. [Пажитнов К.А. Очерки истории текстильной промышленности дореволюционной России. М., 1955. С.194.

  Бывшая фабричная больница - и в наши дни отделение клиники.

В 1913 году при фабрике была открыта небольшая больница для рабочих на 12 коек. Питание рабочие получали, покупая его в фабричной лавке.

 Книжка  отпуска товара из фабричной лавки Михаила Брунова наследники.


В 1913 году при фабрике был организован духовой оркестр. Его руководителем был поляк по происхождению, Александр Андреевич Обуховский (1882-1938), впоследствии расстрелянный на Бутовском полигоне по обвинению в подготовке теракта для убийства Сталина. В том же году началось переоснащение фабрики станками новейшей конструкции, заказанными в Европе. Но исполнению этого помешала начавшаяся Первая мировая война. В 1914 году на  предприятии работало 600 станков для производства парусины и брезента, 125 - для коврового производства.Численность рабочих достигла 1400 человек, из них 15 процентов - женщины, 4 процента – малолетние. Большинство рабочих - мещане из Обуховской слободы, а также крестьяне деревни Шалово. Производство товаров превышало 1,5 миллиона рублей в год.
Рабочий день начинался в пять часов утра и продолжался до девяти часов вечера. На завтрак давался час, на обед - полтора часа.


2 марта 1917 года из Москвы в Обухово поступил экстренный выпуск газет с революционными воззваниями к рабочим. 3 марта рабочие фабрики Брунова послали своих представителей в город Богородск (ныне Ногинск) с целью ознакомления с обстановкой. Из Богородска рабочие вернулись с представителями Богородско-Глуховской мануфактуры и тут же собрали митинг, на котором избрали делегатов на уездное совещание. После митинга рабочие с красными знаменами пошли на соседнюю фабрику Тюляева, где также был организован митинг. Выступавшие рабочие говорили о свержении самодержавия, о свободе, об организации Советов рабочих и солдатских депутатов. Один оратор сказал: "Товарищи! В России нет больше царя, но чтобы стать полными хозяевами своей судьбы, потребуется еще большая борьба с капиталистами". Утром 25 октября 1917 года из Москвы было получено известие о начале вооруженного восстания.

В конце 1917 года Василий Иванович Брунов с семьей эмигрировал в Польшу, где он до своей кончины в 1930 году проживал в городе Лодзь и был старостой православной церкви Св. Николая Чудотворца.

Центральная проходная.

Внушительные склады сырья позволили рабочим некоторое время не прекращать производство. В 1918 году предприятию было присвоено имя советского государственного и партийного деятеля латышского происхождения, секретаря Всероссийского центрального совета профсоюза текстильщиков и председателя Центротекстиля Яна Эрнестовича Рудзутака (Jānis Rudzutaks,1887-1938), который неоднократно бывал в Богородске, Щелкове и Обухово.

 Ян Эрнестович Рудзутак (1887-1938)

В 1938 году Я.Э. Рудзутак был расстрелян по обвинению в троцкистской деятельности и шпионаже в пользу нацистской Германии и предприятие было снова переименовано. 10 октября 1918 года на парусинно-ковровом заводе было введено рабочее заводоуправление, но к концу года производство остановилась.

 Дом у центральной проходной.

10 января 1919 года постановлением ВСНХ  предприятие было национализировано [Национализация промышленности в СССР:сборник документов и материалов, 1917-1920 гг. М., 1954. С. 451]. 

В апреле 1921 года, для восстановления производства на Обуховскую ковровую фабрику им. Я.Э. Рудзутака был направлен первый "красный директор" А.Ф. Бычков, которому в экстренном порядке удалось наладить снабжение предприятия топливом - дровами и торфом, расплачиваясь за них продукцией (мешками). Директор приобретает материалы, запчасти, принадлежности и вводит в строй новые станки и машины, повышает их производительность. Далее через Богородско-Щелковский текстильный трест добивается снабжения сырьем, которое на фабрику стало поступать регулярно. В газете "Правда" от 7 декабря 1922 года была помещена сравнительная статистика развития производственных мощностей фабрики с 1921 по 1922 год, согласно которой число веретен увеличилось с 2373 (1921 г.)  до 4060 в 1922 году. Но не все было так правдиво, как писала "Правда"...


 Обуховский Ильич.

В 1925 году на "Льнопрядильно-ткацкой фабрике им.Я.Э. Рудзутака" треста Льноджут органами отмечалось "сильное недовольство рабочих низкой зарплатой: моталки катушек вырабатывают в среднем 20 руб. в месяц, ввиду большой нормы выработки недоработка моталок в день выражается в количестве 9 пудов. Настроение мотальщиц возбужденное ввиду отказа фабкома и РКК увеличить зарплату". См. Через два года, по статистике, собранной в 1927 году на предприятии трудилось 1.948 рабочих и служащих.

  Вид поселка Обухово. Фотография 1934 г.

21 мая 1928 года — Обуховская слобода была преобразована в посёлок городского типа Обухово. В 1935-1936 годах в Обухове усилиями нового директора Ковровой фабрики Г. Феклисова и председателя фабкома М. Злобнова строится стадион.

 Внутри комнаты рабочего.Фотография 1934 г.

В  предвоенном 1940 году предприятие вырабатывало 609.000 кв. м, ковровых изделий.
В 1943 году при фабрике была открыта школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). После окончания войны 1941-1945 годов началась модернизация коврового производства. По репарациям из Германии в 1948-1955 годах в Обухово были привезены и установлены ткацкие станки и производственные агрегаты фабрик ковровых изделий Густава Цандлера в Котбусе и фирмы «Намен Вейске» в Герлице . В 1952 году при Обуховском ковровом комбинате был открыт филиал Московского текстильного техникума, а в 1958 году бывшее предприятие Бруновых и тонкосуконная фабрика Тюляевых были объединены и получили название "Обуховский коврово-суконный комбинат им. В. И. Ленина". В том же году вышел в свет первый номер газеты коврового комбината «Обуховский шерстяник».

  Ворсовый ковер, изготовленный Обуховским ковровым комбинатом в 1959 году.


 Комбинат. Фотография, 1984г.


9 ноября 1987 года решением № 63/6 исполкома Обуховского поселкового Совета народных депутатов Ногинского района принят герб поселка, центральной фигурой которого является золотой стилизованный ковер, символизирующий первое в России предприятие по производству ковров машинным способом.

 Герб Обухово.


Постперестроечная история предприятия печальна в той же мере, сколь и история множества предприятий нашего текстильного региона. В 1999 году оно было преобразовано в ОАО «Ковры Обухова», в 2002-2003 году ОАО обанкротилось и было окончательно ликвидировано в 2004-2006 годах... 

 Первые шаги Ю.А. Гагарина по московской земле после полёта в космос. 14 апреля 1961 год.


Теперь славное предприятие отошло в историю. Историю славную, которой стоит гордиться, ведь обуховские ковры украшали помещения атомоходов "В. И. Ленин" и "Сибирь" и до сих пор украшают интерьеры посольств и дипломатических представительств России за рубежом, залы  Кремлевского Дворца съездов. Нужно помнить, что по стометровой ковровой дорожке, сработанной руками обуховских ковроделов шел Юрий Гагарин с рапортом Родине о завершении первого космического полета...

А. Послыхалин, 2012. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com. Печатное воспроизведение без разрешения автора не допускается.