02.09.2012

Старинные предания деревни Костыши

Деревенька Костыши находится к северо-востоку от Москвы в северной части Щёлковского района московской области. Административно деревня относится к городскому поселению Фряново. [См. координаты, или здесь]. Народная этимология возводит происхождение названия деревни к временам эпидемии чумы в Москве 1771-1773 годов, когда, будто бы, вымерли жители деревни. По другой версии здесь хоронили трупы умерших от эпидемии москвичей. Однако впервые название деревни упоминается задолго до этих событий, в 1573/74 году. Своим необычным для этих мест названием деревня обязана фамилии ее старинных вотчинных владельцев, Косткиных. Знатный воевода Василий Андреевич Косткин в 1550 году был убит в Казанском походе. Около 1570 года деревней Костыши владел дьяк Семен Косткин...



Семен Андреевич Косткин (ум. 1601) происходил из старинного города Каширы. Впервые он упоминается в 1571 году как поручитель среди духовенства, вступившегося за князя Ивана Федоровича Мстиславского (ум. 1593), стоявшего во главе боярской думы вместе с И.Д. Бельским. После того как Москва была сожжена крымским ханом Девлет Гиреем И.Ф. Мстиславский был обвинен Иваном Грозным в том, что он «всей Русской земле изменил, навел есми безбожного крымского Девлет-Кирея царя». За этим страшным обвинением в измене не стояло никаких предательских действий. За Мстиславского поручились бояре, князья и духовенство, а князь, чудом избежавший жестокой расправы, обещался впредь «на все православное крестьянство варвар не наводити»[1]. В 1579 году дьяк Семен Андреевич Косткин писал Десятню, распределявшую поместья под Мещерой [2]. В 1580 году дьяк служил в городе Юрьеве Ливонском (нынешнем Дерпте), а с 1582 по июнь 1584 – в Великом Новгороде, где он хранил и дополнял Писцовые книги Обонежской пятины[3]. В тех краях под Новгородом ему принадлежало несколько поместий. 

Состоятельный дьяк. Художник: А.Ю. Послыхалин, 2011.
После ухода с государевой службы около 1571-1573 годов дьяк решил на старости лет  поступить монахом в Троице-Сергиев монастырь и передал свою подмосковную вотчинную деревню Костыши в монастырские владения. Надгробие Семёна Андреевича значится в списке надгробий Троице-Сергиевского монастыря, составленном в первой половине XVII века: «Семен Косткин, во иноцех Филарет, преставися 109 (1601) года августа в 2 день»[4]. Рядом с ним была похоронена его супруга Мелания, скончавшаяся 24 мая того же года и дочь Марья, бывшая замужем за князем Федором Андреевичем Ноготковым (ум. 1603) [5] и умершая в 1602 году.

  Икона с видом Троице-Сергиева монастыря. XVIIв.

Деревня Костыши под именем «Костково» Воре-Корзенева стана впервые упоминается в писцовой книге дьяка Ивана Грязева 1573/74 года среди владений Троицкого монастыря: «деревня Костково, а в ней пашни паханые сер. Земли 48 четьи, да наездом пахано из найму 8 четьи с полуосминой в поле, а в дву потомуж, сена 30 копен» [6]. Деревня продолжала оставаться во владении монастыря и в 1593/94 годах: «деревня Костыково, а в ней крестьян 5 дворов, да во дворе бобыль» [7]. Недалеко от деревни в былые времена располагалось крупное село Никольское-Желтухино с церковью и древним кладбищем. 

В следующий раз как «деревня Костышевка» упоминается в 1678 году во владении арзамасского и нежинского воеводы  Аверкия Сидоровича Опухтина (Апухтина) (ум. после 1682). Каким образом деревня попала из монастырских вотчин в частное владение – доподлинно неизвестно. Из 7 располагавшихся в деревне Костышевке крестьянских дворов два двора пустовало. Проживало в ней 22 человека крестьян. По некоторым данным воеводе принадлежала и соседняя деревня Степановка (Степаньково) [8].  Через 4 года в приходной окладной книге Патриаршего Казенного Приказа в 1682 году было указано, что в селе Никольском-Желтухине и деревне Костышевке кроме 4 церковных дворов и одного двора вотчинников уже находилось 10 крестьянских дворов.

 Вооружение русского воеводы, XVII век.
После кончины воеводы Аверкия, Костышевка по наследству перешла его сыну, стольнику и поручику Ивану Аверкиевичу Опухтину (ум. после 1710), числясь в его владениях вместе с Степаньково в 1704 и 1712 годах. Во второй четверти XVIII века деревня перешла сыну Ивана Аверкиевича – полковому квартирмейстеру Петру Ивановичу Опухтину (Апухтину), упоминающемуся в этой должности в 1710 году. Должность квартирмейстера сменила в армии времен Петра I должность окольничего. В его служебные обязанности входило заведование хозяйственной частью полка, организация выполнения строительных и других хозяйственных работ. От Петра Ивановича деревня Костыши вместе с половиной села Никольского по наследству досталась его сыну, Петру Петровичу Опухтину (Апухтину).

Царский стольник.

Армии-поручик Петр Петрович Апухтин (1735 - 1764) был женат на Екатерине Алексеевне Скуратовой (ум. ок. 1800). В 1768 половина села Никольского находилась во владении вдовы, поручицы Екатерины Алексеевны с малолетними детьми, Елисаветой и Марьей Петровнами Апухтиными [9]. Екатерина Алексеевна была дочерью Алексея Ивановича Скуратова, - одного из первых русских исследователей Арктики, составившего в 1736-1739 годах подробные карты побережья Баренцева и Карского морей.  Рано овдовев и обосновавшись в семье своей второй дочери, Марии Петровны Левшиной, Екатерина Алексеевна ревностно следила за воспитанием внуков. По воспоминаниям современников, Екатерина Алексеевна вышла замуж в очень молодых летах и по любви, что было довольно редким случаем в те времена [10]
 
Старшая дочь Петра Петровича и Екатерины Алексеевны - Елизавета Петровна Апухтина (ум. после 1839 года) была замужем за гвардии прапорщиком Николаем Алексеевичем Тургеневым (1755-1833). В 1793 году в их семье родился отец известного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, - Сергей Николаевич Тургенев (1793-1834).

Елизавета Петровна Тургенева (ур. Апухтина) и Николай Алексеевич Тургенев, бабка и дед И.С.Тургенева. 

До 1783 года деревня Костыши была куплена у Екатерины Алексеевны титулярным советником (гражданский чин IX класса) Николаем Петровичем Вишняковым [11]. Про  титулярного советника Николая Петровича Вишнякова известно лишь то, что в 1784 году известный полководец Александр Васильевич Суворов, обустраивая и заселяя собственные имения,  купил у него 66 крепостных крестьян на вывод. 

После запустения близлежащего села Никольского на рубеже XVIIIXIX веков деревня Костыши была продана надворному  советнику (VII класса) Гавриилу Петровичу Смольянскому и его супруге Елизавете Семеновне.

В 1812 году Елизавета Семеновна Смольянская предоставила в ополчение троих ратников из своих крепостных деревни Костыши [12].  К тому времени ее супруг числился уже действительным статским советником (IV класс). В 1821 году по прошению жены Елизаветы Семеновны и благословению преосвященного Августина на месте  упраздненного в 1783 году в селе Никольском храма Николая Чудотворца, недалеко от источника  была построена небольшая часовня Страстной иконы Божией Матери. 

Источник Страстной иконы Божией матери. Восстановленная в 2006 году часовня. Фотография отсюда.

Часовня была приписана Владимирской церкви соседнего села Маврино. Супруг Елизаветы Семеновны, Гавриил Петрович Смольянский на свои средства оснастил часовню всем необходимым для служб. 

Источник Страстной иконы Божией матери.
Этот благородный поступок был не единственным случаем проявления меценатства этого высокопоставленного чиновника. Еще в 1800 году в Рогожской части города Москвы на месте старой каменной церкви Преподобного Сергия Радонежского на средства прихожан была возведена новая, более просторная каменная церковь в то же наименование. Гавриил Петрович не только  был старостой этой церкви, но и по воспоминаниям, вложил в это строительство значительную часть своего состояния [13]


Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе, старостой которого был владелец Костышей.

Недалеко от Костышей в 1823 году располагался господский дом Смольянских с 29 дворовыми людьми. В Костышах тогда находилось 11 крестьянских дворов, и проживал 91 крепостной крестьянин. Веления времени вынудили Смольянских продать свои владения в этих краях. 

 Герб Пантелеевых.

Времена Пантелеевых. В 1844 году сельцо Костыши было куплено у Е.С. Смольянской женой коллежского регистратора (низший гражданский чин XIV класса), дворянина Ивана Федоровича Пантелеева – Верой Михайловной Пантелеевой[14]. Иван Федорович происходил из купеческого рода Пантелеевых, известных в Богородском уезде. Вера Михайловна и Иван Федорович в те времена были едва ли не крупнейшими землевладельцами на территории будущего Щелковского района. Южнее Фряново они владели усадьбой Гребнево с окрестными деревнями. Им же принадлежала и деревня Щелково, рядом с которой позднее возник город – нынешний районный центр. При Вере Михайловне в Костышах находилось 15 крестьянских домохозяйств и проживало 139 жителей[15]
 
   Деревня Костыши на карте Шуберта 1840-1860 гг.

После отмены крепостного права, бывшие крепостные крестьяне Пантелеевых выкупили у своих владельцев земельные наделы и образовали крестьянское общество, подчиненное земской управе в городе Богородске. В 1862 году сельцо было названо «селом Костыши (Никольское)». В то время здесь находился 31 двор и проживало 134 человека [16]. В старом господском доме иногда гостила бывшая помещица В.М. Пантелеева.  

 Чтение Положения 19 февраля 1861 года. 1873 Художник: Г.Г. Мясоедов.

К 1882 году в связи с оттоком деревенского населения на заработки в окрестные города, количество жителей и дворов в сельце Костыши падает. Здесь насчитывалось 25 домохозяйств (из них 4 безземельных) и 115 жителей [17]. Старая усадьба Смольянских-Пантелеевых была куплена у бывших владельцев местным мещанином Николаем Федоровичем Мухановым [18]. После революции деревня Костыши относилась к Мавринскому сельсовету. В  1926 году здесь находилось 21 крестьянское хозяйство и проживало 99 жителей [19].



Источник Страстной иконы Божией матери.

На рубеже XIX-XX веков недалеко от сельца продолжала существовать часовня. По словам авторитетного исследователя и священника Николая Скворцова, посетившего эти места в 1900 году, в часовне еще в те времена сохранялся деревянный крест с надписью: «Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме иже во святых отца нашего Николая архиепископа Мирликийского чудотворца, что в погосте Николаевском Желтухине при державе Благочестивейшего Великого Государя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодержца по благословению преосвященного Игнатия Митрополита Сарского и Подонского меж Патриаршества в лето от мироздания 7228, от Рождества Христова 1720 года Мая в 24 день на память преподобного отца нашего Симеона иже на дивной горе» [20].  Этот интересный крест был сделан во времена  бывшего владельца села Никольского ландрата Ростовской губернии Андрея Михайловича Вишнякова в честь освящения новопостроенной  церкви Николая Чудотворца произошедшего 24 мая 1720 года. В настоящее время крест утрачен. Скорее всего, он был вывезен из часовни в связи с ее упразднением и сносом в 1920-х годах в один из музеев, где и затерялся. 

Страстная икона Божией Матери из д. Костыши в храме Владимирской иконы Божией Матери в Маврино.

Кроме того, в 1900 году Н. Скворцовым была описана уникальная икона, находившаяся в этой часовне: «Между другими, находящимися в часовне, иконами есть древняя Страстная икона Божией Матери, вырезанная из дерева и вставленная в позолоченный киот; есть еще чтимая икона великомученицы Параскевы-Пятницы. В пятницу 11-й недели по Пятидесятнице, после литургии, бывает крестный ход в эту часовню; празднование совершается Страстной иконе Божией Матери и великомученице Параскеве-Пятнице». По распространенному в этих местах преданию, чудотворный образ «Страстной» иконы Божией Матери был обретен местным крестьянином неподалеку от деревни Костыши в ветвях огромного дерева, стоявшего в лесу у источника. Легенда относит обретение иконы ко временам чумной эпидемии в Москве 1771-1773 годов. Усердная молитва иконе якобы помогла местным крестьянам избежать проникновения эпидемии в деревню. По сохранившимся данным, последний кордон, ограничивавший распространение эпидемии из Москвы находился на Стромынском тракте в селе Анискино и выше него зараза не пошла. Во многих вариациях рассказывают также, что икона дважды являлась и исчезала у источника, и лишь после того, как здесь была построена часовня она на долгие годы осталась в ней. Сейчас она вместе с иконой великомученицы Параскевы-Пятницы находится в храме Владимирской иконы Божией Матери в Маврино, а у источника, рядом с которым по легенде она была обретена, в 2006 году была возведена часовня Страстной иконы. У чистых вод этого святого источника и поныне ежегодно служится молебен с водосвятием. Недалеко от Костышей расположен и другой источник Св. Параскевы Пятницы, названный в честь второй почитаемой иконы, вода из которого  считается целебной и якобы излечивает от глазных болезней.

 Источник Параскевы Пятницы у д. Костыши. 

Источник Параскевы Пятницы у д. Костыши.

 Источник Параскевы Пятницы у д. Костыши. 
Возникнув в суровые времена опричнины, деревня Костыши помнила и отважных воевод и дочь исследователя Арктики. Деревня процветала при щедрых меценатах Смольянских и богатых землевладельцах Пантелеевых. Также как не зарастет путь к святым источникам этих мест, издавна утолявшим жажду путникам и исцелявшим страждущих, не будет забыта и богатая история Костышей.

А.Ю. Послыхалин © 2010 
Статья из сборника "Деревни и сёла городского поселения Фряново в былые времена".  
При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com
Печатное воспроизведение без разрешения автора не допускается.
Рассмотрю предложения о публикации.

Упоминания д. Костыши и её владельцы
До 1573. Семен Андреевич Косткин (ум. 1601), дьяк;
1573/74. Деревня Костково. Первое упоминание населенного пункта. Владения Троице-Сергиевского монастыря;
1593/94. Деревня Костыково во владениях Троице-Сергиевского монастыря.
Первая половина XVII в. – 1678. Вотчинная деревня Костышевка.  Аверкий Сидорович Опухтин (Апухтин), воевода;
1704, 1712 –после 1719. Иван Аверкиевич Опухтин, поручик, сын А.С. Опухтина;
После 1719 -  после 1735. Петр Иванович Опухтин (Апухтин) полковой квартирмейстер, сын И.А. Опухтина;
После 1735 – до 1768. Петр Петрович Апухтин (1735 - ум. до 1768),  армии-поручик, сын П.И. Опухтина;
До 1768 – до 1783. Екатерина Алексеевна Апухтина (в дев.: Скуратова) (ум. ок. 1800) – супруга П.П. Апухтина, прабабушка писателя И.С. Тургенева по материнской линии;
До 1783 – ок. 1800. Николай Петрович Вишняков, титулярный советник, владелец с. Никольского;
Ок. 1800- 1844. и его супруге Елизавета Семеновна Смольянская, статская советница;
1844-1861. Вера Михайловна Пантелеева, коллежская регистраторша;
1861-1862. Выкуп земли крестьянским обществом.


[1] Зимин А.А. Опричнина. М., 2001. С. 277.
[2] Лихачев Н.П. 1888. С. 58.
[3] Лихачев Н.П. 1888. С. 251.
[4] ЧОИДР., №2.1846; также см.: Горский А.В. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Ч.II. М., 1890.
[5] Богуславский. Т.2. С. 58.
[6] ПКМГ. С. 71.
[7] ПКМГ. С. 284.
[8] ПРИМЕЧАНИЕ: подробнее об Опухтиных (Апухтиных) см: Село Никольское-Желтухино и сельцо Лихорево.
[9] Кусов. Б.у. № 279.
[10] Спасский вестник. Тула, 2006.
[11] ПРИМЕЧАНИЕ: подробнее о Н.П. Вишнякове см. село Никольское-Желтухино.
[12] Савелов Л.М. Московское дворянство в 1812 году. М., 1912.
[13] Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1893.
[14] ПРИМЕЧАНИЕ: подробнее о Пантелеевых см. Маврино.
[15] 69 мужского, 70 – женского пола. Нистрем. С. 140
[16] 66 мужского, 68 женского пола. СНМРИ  С. 42.
[17] Мужчин - 55, женщин- 60. СССПМГ. Т.3. М., 1882. С.344.
[18] Справочная книжка Московской губернии. М. 1890. С. 89.
[19] СНММГ.М., 1929. С. 28.
[20] См.: Скворцов Н. Уничтоженные в Богородском уезде церкви. М., 1901. № 22.