26.11.2012

Загадочный домик в подмосковном Литвинове: доклад на конференции ОИРУ

Ниже публикуется текст краткого доклада, сделанного мной на конференции ОИРУ 23 ноября 2012 года [cм.]. Развёрнутая статья, снабженная множеством уточняющих деталей, ссылок и иллюстраций, уже сдана и, надеюсь, будет опубликована в очередном сборнике уважаемого Общества. 
Необычный домик в стиле модерн располагается в 30 километрах к северо-востоку от Москвы, в посёлке Литвиново Трубинского сельского поселения Щёлковского района Московской области. Дом находится в живописной местности на обрывистом краю глубокого оврага, образованного поймой некогда полноводной реки Лашутки. 



Несмотря на то, что его архитектурные формы давно вызывают устойчивое любопытство среди местных любителей старины, его история до сих пор почти не привлекала внимания исследователей. 

Хотелось бы обратить внимание на то, что не стоит путать наше Литвиново с Литвиново в 80 километрах от Москвы в Наро-Фоминском районе, где в 1923 году произошла встреча Есенина с Айседорой Дункан.

Имена владельцев имения Литвиново – фабрикантов из рода Пельтцер, до сих пор были известны лишь узкому кругу специалистов в области истории текстильной промышленности России XIX века. Кроме обширного пласта скупых статистических источников, в процессе исследования использовались  материалы книги «Прошлое развеялось как дым»  Изабелла Надольны (1917-2004), - одной из потомков рода Пельтцер


Её книга, неоднократно издававшаяся за рубежом, но до сих пор не переведённая на русский язык, содержит множество уточняющих сведений, позволивших прояснить некоторые тёмные моменты нашей истории. Хотелось бы выразить особую благодарность потомкам семей фабрикантов Пельцер и Четвериковых Анне-Марии Пельтцер-Ландтблум (Швеция), Катарине Вагенбах (Германия) и Наталье Александровне Добрыниной. 


Во времена Генерального межевания местности в 1767 году деревня Литвиново составляла одно владение с селом Спасское, Каблуково тож, которое и сейчас находится по соседству, у места впадения Лашутки в реку Ворю. 

До 1829 года село и деревня принадлежали известной семье Гончаровых, а точнее старшему брату супруги Александра Сергеевича Пушкина, Натальи Гончаровой, - Дмитрию Николаевичу Гончарову (1808-1860). Дочь следующего владельца имения, Елизавета Семёновна Дорошевич (ум. 1889) была замужем за известным юристом и общественным деятелем своего времени, действительным статским советником Василием Николаевичем Лешковым (1810-1881).


В 1856 году Елизавета Семёновна продала Литвиново новым владельцам. К 1874 году Литвиново перешло к известному  оперному артисту, антрепренеру и режиссёру Киевского городского театра Иосифу Яковлевичу Сетову (1826-1893/1894). Иосиф Сетов, - Josef Sethofer происходил из семьи выходцев из Венгрии. Из-за монополии Императорских театров киевская антреприза Сетова могла гастролировать в Москве лишь в летние месяцы, когда императорские театры уходили на отдых. 


Тогда же Сетов вместе с участниками своей артрепризы посещал подмосковное Литвиново, где на его средства был возведён обширный деревянный дом, стоявший на крутом берегу Большого пруда. Имением Литвиново «с признанной немецкой основательностью» управлял представитель разветвлённого рода суконных фабрикантов Фридрих Пельтцер (1808-1887), звавшийся на русский лад Фёдором Ивановичем.


В начале XIX века российские суконные фабрики еще не имели возможности конкурировать с иностранными по качеству и цене своей продукции. В 1822 году правительством Российской империи был введён тариф, согласно которому ввозимые в Россию сукна иностранного производства были обложены высокой пошлиной. Для иностранных предпринимателей стало выгоднее основывать свои предприятия в России. Управляющий имением Сетова в Литвинове, Фёдор Иванович Пельтцер вместе со своими четырьмя братьями выехали в Россию из города Аахена, славившегося в те времена своими многочисленными суконными фабриками.


Фёдор Иванович был владельцем суконной фабрики в черте подмосковного города Балашиха. Его родной брат, – Егор Иванович Пельтцер (1810-1897) выкупил суконную фабрику в Каблукове, а затем, в 1861 в соседнем с селом Каблуково сельце Александровское, Сукманиха тож  основал ещё одно суконное предприятие.


Стоит отметить, что одним из внуков владельца фабрик в Каблукове и Сукманихе был известный актёр и режиссёр, заслуженный артист РСФСР  Иван Романович (Робертович) Пельтцер (Eugen Peltzer; 1871-1959) – отец известной актрисы Татьяны Ивановны Пельтцер (1904-1992) и изобретателя первого советского гоночного автомобиля Александра Ивановича Пельтцера (1906-1975).


В 1880 году имение Литвиново с деревянной усадьбой и двумястами десятинами земли за 20.000 рублей было куплено у Сетова голландским или (по другим источникам) нидерландским подданным Александром Наполеоновичем Пельтцером (1850-1923). Он был сыном главы  Товарищества Нарвской суконной мануфактуры Наполеона Ивановича Пельтцера (1802-1889). В 1900 году в доме Еремеева и Берг у Ильинских ворот Александр Наполеонович вёл оптовую торговлю шерстяной пряжей. К 1909 году он вошёл в состав правления Нарвской мануфактуры - весьма известного, крупного и прибыльного предприятия. Фабрика при 900 рабочих производила офицерское, мундирное и шинельное сукно. Основной капитал в 1909 году составлял огромную по тем временам сумму в 2.000.000 рублей серебром.

Александр Наполеонович был женат на своей двоюродной сестре, Марии-Екатерине Фёдоровне (1850-1919) – дочери Фёдора Ивановича Пельтцера, управлявшего усадьбой Сетова в Литвинове. При нём на месте деревянного дома управляющего – его тестя по последнему слову архитектуры был построен краснокирпичный домик, которому посвящено наше выступление.


В воспоминаниях Изабеллы Надольны этот дом называется «Verwalterhäuschen» - «домиком управляющего» или «административным домиком». По всей видимости, в нём, кроме администрации имения, планировалось разместить администрацию каблуковской и сукманихской фабрик. Однако через два года после покупки имения в пожаре 1882 года погибла большая часть многообещающего предприятия в Сукманихе. Через два года после пожара в марте 1884 года обе фабрики были обследованы санитарной фабричной инспекцией. Последствия пожара заметно сказывались на их состоянии. По оценкам инспектора внутреннее устройство мастерских было признано неудовлетворительным, а сами условия производства отличались непостоянством и случайностью. К 1890 году фабрика в Каблукове была закрыта. Исходя из этого, можно предположить, что строительство административного дома представительского уровня поблизости от деревянного усадебного дома, в котором проживала семья, производилось в 1883-1885 годах в рамках программы восстановления и модернизации суконно-шерстяной фабрики в Сукманихе, разрешение на которую было официально получено  в  1882 году.


Надо отметить, что Александр Наполеонович принадлежал молодому поколению состоятельных фабрикантов, открытому новым архитектурным веяниям и составлявшим основной круг заказчиков построек в стиле модерн, в отличие от фабрикантов старшего поколения, которым были милее архитектурные формы их юности.

Обращает на себя внимание выразительная объёмно-пространственная асимметричная композиция здания и разновысотность свободно сгруппированных объёмов, создающая оригинальный силуэт постройки. Основная одноэтажная часть здания дополняется двухэтажным объёмом с маленькой пристройкой с восточной стороны, а также полукруглой башенкой  с северной стороны здания, характерной для облика подмосковных загородных домов конца XIX века. Заметно стремление архитектора выявить в плане и объёмах постройки основные помещения дома. Этот новаторский приём, являющийся характерной чертой московского модерна, напоминает ранние проекты особняков таких мэтров, как Лев Николаевич Кекушев (1859 -?) и Фёдор Осипович (Франц Альберт) Шехтель (1859-1926). 


Выдвинутую вперёд центральную часть главного южного фасада с тремя окнами венчает треугольный щипец с узким арочным слуховым окном, своей формой и лепной отделкой напоминающий подобный щипец собственного дома Ф. Шехтеля в Ермолаевском переулке д. 28, построенного архитектором в 1896 году.


Двухэтажная квадратная в плане часть здания, покрытая вальмовой крышей с резными слегами, является доминантой композиции главного фасада. Своими пропорциями и видом рустовки углов она весьма схожа с домом управляющего, построенного  Шехтелем в 1883-1889 годах в усадьбе Соха семьи Дервизов  в Рязанской области.

 
С довольно высоким двухэтажным объёмом контрастирует размер крохотной одноэтажной пристройки с восточной стороны с гротескным крупным арочным окном.  Своей ролью в общей композиции здания она напоминает проект станции Одинцово выполненный Кекушевым в 1898 году.


Наиболее эффектно здание смотрится с угловой юго-западной стороны, откуда открывается вид, позволяющий наиболее полно оценить общую задумку архитектора. Повторенный в уменьшенном масштабе щипец со слуховым окном образует архивольт, подчёркивающий  оригинальную форму полукруглого чердачного окна. 


Северный фасад здания обращён к живописной пойме  реки Лашутка. С этой стороны к основному  объёму здания примыкает деревянная  веранда с элементами декора близкими модерну. Здесь же в основной объём здания встроена полукруглая башенка с тремя арочными узкими окнами на уровне первого этажа. В былые времена её венчал высокий декоративный шатёр, покоившийся парапете с поддерживающими его консольными выступами, заставляющими вспомнить оборонительные башни европейского средневековья. Подобные романо-готические стилизации  были  типичны для раннего московского модерна.

Возможно, создателем проекта стал начинающий молодой архитектор немецкого происхождения Франц Альберт Шехтель, работавший в тот период над разработкой проектов административных зданий в усадьбе Дервизов, столь схожих с нашим загадочным домиком. Так или иначе, лаконичная выразительность общей композиции и проработанность отдельных деталей фасадов дома управляющего в Литвинове заставляет нас вспомнить о раннем творчестве указанных архитекторов и без сомнений несёт на себе отпечаток руки настоящего мастера.


Во время Первой мировой войны в большом деревянном доме в Литвинове был устроен лазарет для послеоперационного восстановления раненых русских солдат. Супруга Александра Наполеоновича, Мария-Екатерина Фёдоровна Пельтцер (1850-1919, Каблуково) переселилась в «административный домик». Её дочь Екатерина-Елена Александровна (1878-1962), бывшая замужем за одним из представителей семьи фабрикантов Четвериковых, обеспечивала питание раненых, стирку, снабжала их медикаментами и перевязочными материалами. После революции в Литвинове проживали Мария-Екатерина Фёдоровна и её дочь Аделаида Александровна Пельтцер (1879-1919, Каблуково), скончавшиеся в 1919 году и погребённые у церкви села Каблуково. 
 

С приходом к власти большевиков деревня Литвиново с двумя крестьянскими и тремя «прочими» дворами была отнесена к Трубинскому сельсовету Щёлковской волости Московского уезда. По семейным преданиям, сохранённым Изабеллой Надольны, «советские органы власти постановили превратить большой [деревянный дом] в некоего рода учреждение, предназначавшееся для заслуженных борцов революции. В этом они натолкнулись на угрюмое сопротивление крестьян...


«Вы можете исполнить задуманное, товарищи», - сказал бывший кучер по имени Миша. «Ну, и что будет?» - раздраженно спросил представитель власти. «Всё это может сгореть», - ответил Миша. Представитель власти пожал плечами и отступил».  Когда именно произошёл пожар, уничтоживший большую деревянную усадьбу СетоваПельтцер в Литвинове – установить не удалось. 


Единственным напоминанием о прошлом в этих местах служит бывший дом управляющего, как говорят местные жители, «на хуторе». В настоящее время дом управляющего в Литвинове занят под жильё работников местного свиноводческого хозяйства и остро нуждается в постановке на государственную охрану как памятник истории и культуры.


О том, насколько привязаны были к Литвинову представители семьи Пельтцер, их родственники и знакомые красноречиво свидетельствует один любопытный эпизод из произведения Изабеллы Надольни. Рассказывая, как сто лет тому назад из разных уголков Европы на общее собрание акционеров в Нарву стекались представители высших слоёв общества, она писала: «В поезде, в салоне для курящих сидели господа, которые только и говорили, что о Москве и Литвинове, хотя сами жили в Швейцарии, Париже и Лондоне и далеко не все носили фамилию Пельтцер»

А. Послыхалин, 2012. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.