21.01.2013

"Церковь-путешественница" из подмосковной деревни Топорково

Интереснейшая судьба ныне утраченного памятника деревянного зодчества, - церкви Казанской иконы Божией Матери из села Богородского, Топорково тож (в наши дни - деревня Топорково Анискинского сельского поселения Щёлковского района Моск. обл.) до сих пор мало изучена, несмотря на  то, что её довольно неординарная история, несомненно, достойна вдумчивого исследования. История святыни заслуживает внимания ещё и в виду того, что не так давно было принято решение о восстановлении храма в Топоркове, а в 2010 году был утверждён его проект, вырыт котлован под фундамент...



Впервые храм был возведён в Топоркове в 1705 году. По челобитью вотчинного владельца деревни, стольника Фёдора Михайлова сына Клешнина (ок. 1667- после 1713) от октября 1703 года на имя митрополита Рязанского и Муромского ( с 7 апреля 1700 года) Стефана (Яворского; 1658-1722) - известного деятеля Петровского времени, сруб старого деревянного храма был в разобранном состоянии перевезён в Топорково из села Воскресенского Черноголовской волости Московского уезда (ныне с. Воскресенское Ногинского р-на Моск. обл.)...

 Стефан (Яворский; 1658-1722).

К тому времени в дворцовом селе Воскресенском находилось две церкви. Воскресения Христова (построенная до 1628 г.) с приделом Покрова Пресвятой Богородицы (построенным ок. 1633/34 г. и ок. 1646 г. упразднённым) и церковь Покрова Пресвятой Богородицы (построенная ок 1646 г.) с приделом Николая Чудотворца (1675/76 гг) [1]. В марте 1702 года местным священником Лукой Автамоновым было получено разрешение на возведение нового деревянного Покровского храма, который был построен к сентябрю того же1702 года (антиминс выдан  25 сентября 1702 г.), а в Топорково был перевезён разобранный сруб старого Покровского храма.

Первый переезд, 1705 г.
Топорковскому вотчиннику Фёдору Михайлову Клешнину предписывалось: "сысподи подрубя и ветхие брёвна переменя, поставить на удобном к церковному строению месте во имя Пресв. Богородицы Казанския и к той церкви олтарь прирубить вновь" [2]. В Топоркове также были отстроены попов, дъячков и просвирницын дворы, имелся дом вотчинника и 10 дворов крепостных крестьян. 5 февраля 1705 года к новопостроенной церкви был выдан антиминс. Первым церковнослужителем стал Андрей Максимов, на место которого впоследствии перешёл священник Аврам Евсевьев (с дьяком Герасимом Евсевьевым)


Царский стольник по гравюре из кн. А. Олеария.

Стольник  Фёдор Михайлович Клешнин (ок. 1667 - после 1713) был сыном стольника (с 1658 г.) Михаила Бахтеярова-Клешнина, владевшего Топорковым с ок. 1632 года и в 1688 году передавшего свою вотчину двум своим сыновьям - Дмитрию и Фёдору. Фёдор Михайлович находился на службе с 1689 года и был участником Крымского 1689 и Азовских  походов 1695-1696 годов, участвовал в подавлении Стрелецкого бунта 1698 года. В январе 1705 года стольник Ф. М. Клешнин  был воеводой города Ярославца Малого (Малоярославца), где проводил перепись годных к службе жителей города. В 1713 году он состоял при Канцелярии матросского набора [3]. Другая его крупная вотчина в 1710 году находилась в селе Дубровка Борисоглебского стана Шацкого уезда Азовской губернии [см.].

В 1727 году Фёдор Михайлович Клешнин продал Топорково, названное по церкви Богородским жене князя Ивана Матвеевича Вяземского  Наталье Михайловне, урождённой Грязново.

Времена Вяземских 1727 - 1736 гг.
Стольник (с 1686 г.) Иван Матвеевич Вяземский (ок. 1664 - 1736) происходил из княжеского рода Вяземских, был сыном Матвея Ивановича и внуком Ивана Васильевича Большого Вяземского и находился в действительной службе в звании капитана с 1707 года. Около 1708 года он получил звание майора и в 1717 году возглавлял «Новоприборный драгунский полк» подполковника кн. Ивана Вяземского. В 1722 году он получил звание майора. Упоминается его вотчина - д. Гавренева волости Чёрная Слобода Белозёрского уезда.

Супруга князя И.М. Вяземского, княгиня Наталья Михайловна (ум. 1751) происходила из русского дворянского рода Грязново и была дочерью Михаила Ильича Грязново и внучкой служившего воеводой в Витебске в 1655 году Ильи Осиповича Грязнова (Грязново). В документах 1748 года она упоминается как вдова стольника Ивана и владелица сельца Перекаль Окологородского стана под Рязанью. Скончавшись 2 апреля 1751 года, она была погребена в Москве у церкви Николы Явленного на Арбате [4]


От Кантемир до Голицыных  1736-1755 гг.

В 1736 году село Богородское, Топорково тож с деревянной церковью Казанской иконы Божьей Матери было куплено у вдовы Натальи Михайловны дочерью владельца соседнего села Гребнево с деревнями И.Ю. Трубецкого-Большого (1667-1750), Анастасией Ивановной [5]. 

 http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e5/Roslin_Anastasia_Ivanovna%2C_Countess_of_Hesse-Homburg%2C_Princess_Trubetskaya.jpg?uselang=ru

Анастасия Ивановна Трубецкая. Худ.: А. Рослин, 1757 г.


Анастасия Ивановна Трубецкая (Кантемир, Гессен-Гомбургская; 1700-1755). Проведя детство и юность вместе с отцом в шведском плену, А.И. Трубецкая получила блестящее европейское образование и, вернувшись в Россию, с личного благословения Петра I, 14 января 1717 года вышла замуж за 44-летнего овдовевшего молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича Кантемира (16731723). От этого брака родилась дочь Смарагда, получившая при крещении имя Екатерина. Д.К. Кантемир умер в 1723 году, не оставив определённого завещания, которое разделило бы его имущество между Анастасией и его детьми от первого брака, среди которых были и возлюбленная Петра I - Мария Дмитриевна Кантемир (17001757), с 1745 года владевшая соседним с селом Гребнево селом Марьино, Улитино тож (д. Улиткино), и знаменитый поэт Антиох Кантемир (17081744). Через 13 лет после смерти мужа (в 1736 г.) А.И. Трубецкая унаследовала его внушительное состояние и 3 февраля 1738 года вышла замуж за генерал-фельдмаршала Людвига Иоганна Вильгельма Груно Гессен-Гомбургского (17051745). После свадьбы супруги вместе с И.И. Бецким уехали за границу, а через три года (в 1741 г.) вернулись в Россию. Анастасия Ивановна была известна в европейских столицах своей образованностью и красотой. Подолгу проживая в Париже, она блистала на придворных балах времен короля Людовика XV (1710—1774). При дворе императрицы Елизаветы Петровны А.И. Трубецкая была пожалована в статс-дамы, и 18 декабря 1741 года была награждена орденом св. Екатерины I-го класса. Фридрих-Вильгельм Берхгольц писал в 1721 году в своём дневнике: «Княгиня, бесспорно, одна из прекраснейших женщин во всем Петербурге. Она блондинка, высока ростом и имеет прекрасные руки и чудный цвет лица. На веке левого глаза у неё маленькое черное пятно, издали похожее на мушку, но оно нисколько не вредит красоте и живости её глаз, напротив, делает их ещё более выразительными». А.И. Трубецкая не была счастлива во втором браке, но, тем не менее, всегда пользовалась безупречной репутацией. 


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6f/Louis-Michel_van_Loo_Princess_Ekaterina_Dmitrievna_Golitsyna.jpg?uselang=ru


Портрет княгини Голицыной, урожденной Княжны Кантемир. Худ.: Ж.-М.Натье, 1757 г.



После кончины А.И. Трубецкой 27 ноября 1755 года Топорково в составе гребневского имения  перешло по завещанию во владение её дочери от первого брака с молдавским господарем Дмитрием Константиновичем Кантемир (1673-1723), крестнице Петра I  и выдающейся клавесинистке — Екатерине (Смарагде) Дмитриевне Кантемир (в замужестве Голицыной; 1720-1761), которая, скончавшись  2 ноября 1761 года в Париже, завещала гребневскую вотчину своему мужу, русскому послу и дипломату Дмитрию Михайловичу Голицыну (1721-1793).  Плохое здоровье Екатерины Дмитриевны и дипломатическая карьера Дмитрия Михайловича заставили супругов покинуть Россию в 1756 году. Тогда же с позволения императрицы Елизаветы Петровны (1709-1761) над гребневской вотчиной была назначена опека. Опекуном стал энергичный деятель эпохи Екатерины II Богдан Васильевич Умский (ок. 1728-1780). 

Под опекой 1755 - 1767 гг.
7 октября (ст.ст.) 1756 года церковь в селе Топорково сгорела, но вскоре была восстановлена.  
По распоряжению Б.В. Умского в 1758 и 1760 гг. были поновлены иконы Божией Матери Владимирской церкви Казанской иконы Божией Матери села Топорково и образ Владимирской Божией Матери из храма Гребенской (Гребневской) иконы Божией Матери [6].

 http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7e/B.V._Umskoy_by_D.Levitsky_%281770%2C_Armenia%29.jpg?uselang=ru
Богдан Васильевич Умский (ум. 1780).


1 июня (ст.ст.) 1767 года в рамках Генерального межевания земель Московской губернии было проведено межевание имения Гребнево. В селе, названном «Гребенево» Бохова стана проживало 23 души крепостных крестьян. В состав имения входило село Богородское, Топорково тож (с 30 крепостными) и шесть деревень:


Времена Трубецких, 1767 - 1781 гг.


В середине 1767 года бездетный Д.М. Голицын решил расстаться с гребневской вотчиной, передав её в собственность генерал-прокурора Сената (1740), генерал-губернатора Москвы (1751-1753), генерал-фельдмаршала (1756) и президента Военной коллегии (1760-1762) Никиты Юрьевича Трубецкого (1699-1767), который приходился племянником (сыном родного брата) И.Ю. Трубецкого Большого  - Юрия Юрьевича Трубецкого. В том же году, после смерти Никиты Юрьевича 16 октября 1767 года, гребневское имение по разделу с его детьми и пасынками перешло во владение его вдовы Анны Даниловны Трубецкой (урожд. Друцкая-Соколинская, в I браке Хераскова; ум. 1774), до 1770 года передавшей имение во владение своего  сына - писателя и переводчика, мартиниста-розенкрейцера (масона) Николая Никитича Трубецкого (1744-1821) под опекой младшего брата мужа - Дмитрия Юрьевича Трубецкого (1724-1792) – владельца (с 1772 г.) известного «дома-комода» в Москве на Покровке, д. 22. 



Анна Даниловна Трубецкая (ум. 1774). Неизвестный художник. Конец 1760-х гг.

Николай Никитич Трубецкой (1744-1821).


Митрополит Михаил (Десницкий)
8 ноября 1761 года в семье пономаря церкви Казанской иконы Божьей Матери села Богородское, Топорково тож Михаила Десницкого родился сын Матфей, будущий Митрополит Михаил (в миру Матфей Михайлович Десницкий; 1762-1821). Получив образование в семинарии Троице-Сергиевой лавры, при покровительстве Николая Никитича Трубецкого он поступил в учреждённую в 1782 году Филологическую семинарию при «Дружеском учёном обществе» (владельца Гребнево) Н.Н. Трубецкого - И.Г. Шварца. Биографы М.М. Десницкого отмечают глубокое влияние идей основателей общества на его дальнейшую проповедческую деятельность. В 1785 году М.М. Десницкий был рукоположен священником в московском храме Иоанна Воина на Якиманке, где вскоре приобрёл большую известность своими необычайно проникновенными проповедями, в которых сказывалось религиозно-мистическое направление Дружеского общества. 

 http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2e/Mikhail_%28Desnirtsky%29.jpg?uselang=ru
Митрополит Михаил (Десницкий). Худ.: В. Боровиковский, 1710 г.

Однажды его проповедь услышал император Павел, по распоряжению которого в 1796 году священник был переведён на службу в Санкт-Петербург на должность придворного пресвитера в Собор Спаса Нерукотворного Зимнего дворца. Через три года лишившись жены и детей, в 1799 году был пострижен в монахи, стал архимандритом Свято-Юрьева монастыря под Новгородом. В 1802 году он был посвящён в епископы Старорусские, в следующем году получил Черниговскую и Нежинскую епархию, а 18 ноября 1806 года стал архиепископом. С 1814 года будучи одним из влиятельнейших членов Святейшего Правительствующего Синода, в 1815-1816 годах он управлял псковской епархией, став с 25 июня 1818 года митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским, Эстляндским и Финляндским, а также священноархимандритом Александро-Невской лавры. Погребён в Лавре, в заложенной им самим церкви Сошествия Св. Духа. Свидетель его кончины митрополит Филарет (Дроздов) писал о нём: "...за несколько дней до его кончины некто видел во сне, что высокий столп с венцами наверху разрушился с громом. Сон, по моему мнению, очень справедливый... Впрочем, твердое основание Божие, конечно, не людьми поддерживается".

Времена Бибиковых, 1781-1805 гг.
В 1781 году село Гребнево с деревнями было продано Николаем Никитичем девятнадцатилетней Татьяне Яковлевне Бибиковой (урожд. Твердышевой; 1762-1782) – дочери и наследнице владельца уральских металлургических заводов Якова Борисовича Твердышева (ум. 1783). После смерти Татьяны Бибиковой от родов 19 августа 1782 года село Гребнево с деревнями перешло в собственность её супруга - генерал-майора Гавриила Ильича Бибикова (1746-1803). Овдовев, Гавриил Ильич женился на представительнице старинного дворянского рода Екатерине Александровне (урожд. Чебышевой; 1766-1833), которая  пережила супруга на 30 лет. 



Гавриил Ильич Бибиков (1746-1803).

Второй переезд, 1805 г.
В 1805 году деревянная церковь в Топоркове была разобрана и по распоряжению митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина; 1737-1812) перевезена в Николо-Берлюковскую пустынь, где была восстановлена и поставлена за каменной оградой в сосновой роще на монастырском кладбище. В Гребнево из неё была передана икона Божией Матери Владимирской и колокол, отлитый в XVIII веке. 

 http://days.pravoslavie.ru/jpg/ib760.jpg
 Митрополит Платон (Левшин).

И.В. Шевелкин (1864-1866) в одной из своих статей, опубликованных в журнале «Душеполезное чтение» за 1864 год писал, что в 1856 – 1860 годах настоятель Николо-Берлюковского монастыря иеросхимонах Парфений «предполагая со временем устроить около неё скит для ищущих большего уединения, возобновил её, пристроил колокольню и оштукатурил ту и другую, а на колокольне на пожертвованные благотворителями деньги повесил восемь колоколов, до 120 пудов весу во всех».

http://4.bp.blogspot.com/-OjahTnUuQsk/T8CssJ3ZvbI/AAAAAAAAEUg/H5Nml87aegA/s1600/13.jpg
Церковь во имя Казанской иконы Богоматери из села Топорково. Фотография, 1907 г. [Виды Николаевской Берлюковской пустыни Богородского уезда. 1907 г.]

Перестройка, 1909 г.
В 1909 году церковь была выстроена заново в формах прошлого храма и освящена 28 июня 1909 года. Сохранилось описание торжества освящения храма: "28 июня 1909 года в Берлюковской пустыни состоялось редкое торжество новосооруженного кладбищенского храма в честь иконы Казанской Божией Матери. На это торжество прибыл митрополит Московский Владимир 27 июня на станцию Щелково. Он был встречен иеромонахом Никодимом, и на монастырских лошадях отбыл в Берлюковскую пустынь...

 http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/cc/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%28%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%29.jpg?uselang=ru
 Митрополит Владимир (Богоявленский; 1848-1818).

...В 7 часов вечера начался благовест ко всенощному бдению. По прибытии к храму, Владыка был встречен настоятелем пустыни игуменом Тимолаем, благочинным монастырей архимандритом Валентином, благочинным города Богородска отцом Константином Голубевым, настоятелем Николаевского Пешношского монастыря Ювеналием, благочинным отцом Холмогоровым, ключарем храма Христа Спасителя отцом Розановым. Лития была совершена вне храма. На величание выходило много духовенства в золотых муаровых облачениях. По прочтении Евангелия, Владыка помазал богомольцев елеем. 28 июня в монастырских храмах были ранние Литургии. В 7 часов заблаговестили к поздней Литургии, а в 8 часов прибыл Владыка. По освящении престола, Владыка сказал глубокопрочувственное слово, в котором указал на добрую заботливость игумена Тимолая о доме Божием. Затем, упомянув о благотворителях храма, Он сказал: "Пусть не смущается ревнующий о благоукрашении храмов, если услышит от нынешнего поколения слова против, не лучше ли деньги употребить на содержание больниц. Верующий человек знает, что храм совмещает все в себе: и больницу и странноприимницу...". Торжественно-умилительное зрелище представляло обнесение мощей вокруг храма, окруженного столетними деревьями... Хоругвеносцы Щелковского Серафимовского общества в кафтанах несли большой фонарь и хоругви, за ними шел хор певчих Богородского Тихвинского храма, иеродиаконы, иеромонахи, хор монастырских певчих. Далее следовали: запрестольный крест и храмовая икона, духовенство в золотых облачениях. Этот крестный ход возглавлял Владыка со святыми мощами, поддерживаемый архимандритом Валентином и игуменом Тимолаем. По возвращении в храм, протодиаконом Розовым Константином было провозглашено установленное многолетие, и началась Литургия. По окончании Литургии жертвователям поднесли иконы Казанской Божией Матери, а народу роздали бесплатно книги о Берлюковской пустыни в память ее 300-летия, составленную Д.И.Введенским. Была предоставлена трапеза в большой монастырской трапезной, а богомольцам в малой и во дворе" [См.]. [7]

Примерное место, где находился храм. Фотография С.П. Носикова. Отсюда.

В 1947 храм был разобранна стройматериалы. По словам местных жителей её бревна пошли на строительство клуба в соседнем селе Мизинове.

 Проект храма  Казанской иконы Божией Матери в д. Топорково.

 При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.


1.Николаева М.В. Иконостас петровского времени. М., 2008, с. 302.
2.Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о цервях и сёлах, Вып.5. Радонежская десятина, с. 168
3.Подробнее: Бабич И.В. Областные правители России, 1719-1739. М., 2008, с.373
4.Московский некрополь. М., 1907, с. 246
5.См.: Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквях и сёлах XVI-XVIII столетий. Вып.5. Радонежская десятина. М., 1887, с. 169.
6.См.: Токмаков И.Ф. Историко-статистическое описание села Гребнева. Репр. изд. 2001, с. 17
7.Введенский Д. Берлюковская пустынь. В память 300-летия существования обители и освящения новосооруженного кладбищенского храма в честь иконы Казанской Богоматери. Сергиев Посад, 1909.