08.01.2013

В поисках "Батыевой печати"...

Одной из задач нашего вчерашнего посещения знаменитой подмосковной Коломны был поиск оригинала и копии так называемой "Батыевой печати" - белокаменного барельефа XIV века с изображением фантастического животного, который является одним из негласных собирательных символов коломенских древностей.


Сразу же хотелось бы отметить высокий уровень развития коломенского краеведения. Издаются интересные современные публикации, которые, хоть и не во всех популярных туристических местах Коломны можно приобрести, но, при желании, - не так уж трудно обнаружить "в бумаге", есть интереснейший сайт kolomna-text.ru

До сих пор у исследователей нет точной определённости в том, что за животное изображено на "печати". Как указано в брошюре: "Одни называют его единорогом [как, например, на музейной экспликации в Коломенском краеведческом музее], другие считают, что это - василиск - чудовище с головой петуха, толстым языком, львиным туловищем и змеиным хвостом. Высказывались предположения, что это волк, барс или даже лев".



"Печать" находилась на северном фасаде у  входа в церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах. В 1843 году плодовитый писатель  Николай Дмитриевич Иванчин-Писарев (ок. 1795-1849) в своей книге "Прогулка по древнему Коломенскому уезду" (изд.: М., 1843) отождествил это изображение  с драконом и даже опубликовал прорись в своём издании.


Прорись 1843 года.

"Замечательно, - по словам автора, высеченное на наружной стене, при входной северной двери изображение дракона /.../ Этот дракон может быть предметом учёных розысков наших антикварий;  но, не вдаваясь в дальнейшее, изложу здесь одну мысль, за правильность которой не могу смело ручаться: нам известно, что драконы или грифоны, то подобные этому, то птицеобразные, наполняют всю мифологию древних Греков; были видимы и в Византии и в первобытной Христианской Руси; были изображаемы на стенах наших древнейших храмов, как-то на Владимирском и других; - но, между тем, видим их и на печатях Ханских, привешанных к нашим  Государственным актам, и на их монетах. Этот вспомин кажется мне довольно важным, ибо может задержать здесь пытолюбивого розыскателя, указав ему на сходство этого дракона с употребляемыми некогда монголами, и предложив вопрос: не такой ли мы видим, пораженный львом, на печати усвоенной Иоанном III по свержении им Татарского ига? и так, не следы ли это нашествий Батыя, Дюдена или Тохтамыша, оставленные в память их владычества на стене храма каменного, одного, может быть, уцелевшего от огня и стенобитных орудий варваров? Прибавлю к этому замечание, что Монголы могли изобразить дракона и в знак чевствования сего идеального зверя: у Китайцев, от самых древних времён, дракон почитается каким-то мифом, располагающим переменами погоды и воздушными метеорами, дождём, громом, бурями и пр.; они носят его изображение на платьях, размножают его в своих картинах и книгах. Как же не вспомнить тут, что народы монгольские, в первый раз нахлынувшие на Россию, были их соплеменниками? [Указ. соч., с. 133-134]".

 http://www.gerb.bel.ru/pages/russia/img/r_ivan3a_3.gif
Печать Ивана III, упоминающаяся в тексте. (Лев, терзающий змею) Отсюда.


Понятно, что мы имеем дело с поэтическим рассуждением высокого штиля, и ни более того, зато в книжечке "Храм Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах", приобретённом нами в одноименном храме (к сожалению, без указания года издания и тиража, Издательский дом "Лига") приводится довольно странное, на мой взгляд, соображение, что именно от  осторожного мнения Н.Д. Иванчина-Писарева "Пошла народная версия, что камень - это "печать Батыя" (с.10). Довольно странно было бы предполагать, что в год выхода "Прогулок по древнему Коломенскому уезду" (1843) все местные крестьяне обладали повальной грамотностью и, миновав препоны крепостного права, скупили тираж книги, чтобы вечерами читать его при лучине в своих курных избах, а затем рассказывать приезжим любопытным. Нельзя не предположить, что легенда о "печати Батыя" куда более раннего происхождения, либо "народной легенды" об этом знаке никогда не существовало, по крайней мере в той форме, в которой она воспроизводится далее.

 Подлинный камень в экспозиции Коломенского краеведческого музея.

К слову, наша подмосковная (северо-восток от Москвы) Стромынская дорога (участок в р-не села Измайлова Васильцова стана) называлась "Батыевской" в полюбовной разъезжей грамоте В.Е. Курапова 1596 года. Автор книжечки "Храм Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах" продолжает: "В основу легенды легли исторические события: 1 января 1238 года под Коломной в битве с татаро-монголами погиб князь Роман Рязанский. Предание гласит, что хан Батый настолько был восхищён мужеством князя, что повелел похоронить его по православному обряду со всеми почестями. А храму и могиле героя дал свой охранный знак" (Там же).
В битве у Коломны погиб, вроде бы, князь коломенский Роман Ингваревич, впрочем, ссылок на летописи, которые упоминали бы это событие я не нашёл. К тому же, говоря о Романе Рязанском стоило бы уточнять, какой именно человек с таким именем имеется в виду. Есть, например, благоверный князь Роман Ольгович Рязанский (племянник Романа Ингваревича, см.), погибший в Орде мученической смертью в 1270 году (см.), есть Роман Глебович, князь рязанский (ум. 1216) (см.), погибший во владимирском плену...


Согласно авторам книги "Храмы и монастыри Коломенской земли" (изд.: Коломна, 2012, с. 118) "изображение диковинного зверя восходит к гербам суздальских князей. Таким образом, может быть проведена параллель между появлением церкви в Городищах и венчанием в Коломне князя Дмитрия Донского с суздальской княжной Евдокией. Действительно, характер резьбы восходит к стилю владимирских зодчих XII века". Опять же, по-разному можно относиться к этому утверждению. Кажется, для него, всё-таки нужен анализ-сопоставление коломенского артефакта с конкретными примерами владимирской резьбы по камню.

Так или иначе, крупного размера (32х44 см по лицевой стороне) камень, изображавший диковинного зверя находился в северной стене храма в Городищах слева от входа, видимо до реставрации 1970-х годов, а затем был перенесён в старое здание Коломенского краеведческого музея.

Не удовлетворившись лицезрением оригинальной "печати" в музейной экспозиции, мы направились пешком через мост и, конечно, не могли себе отказать в удовольствии "срезать путь" до храма через  улочку, носящую название "Олений вражек". Улица, возникшая здесь в конце XVIII века носит название местного древнего урочища Олений Вражек (cм.).



Храм Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах (сайт храма) считается древнейшим каменным сооружением Московской области. По "древности" с ним спорzт Никольская церковь в селе Каменское (датированная II пол XIV в. или началом XV в. ) Наро-Фоминского р-на (см.) и, конечно, Собор Успения Божией Матери на Городке под Звенигородом (датируемый концом XIV в.) (см.).
 Московская область. Наро-Фоминский район. Каменское. Церковь Николая Чудотворца. Фотография.
Церковь Николая Чудотворца в селе Каменское.  
Фотография 1990 г. отсюда.

 Собор Успения Божией Матери на Городке.  
Фотография: А. Послыхалин, 2009 г. 

Зачатьевский храм в Городищах.

Что касается Зачатьевского храма в Городищах, архитектор-реставратор Борис Львович Альтшуллер (1926-1998) датировал церковь второй половиной XIV в. По исследованию известного историка русской архитектуры Вольфганга Вольфганговича Кавельмахера (1933-2004) 1978-1983 годов, церковь была создана не позднее середины XIV века. По мнению историка русской архитектуры Сергея Вольфганговича Заграевского храм был возведён в первом десятилетии XIV века (по кн. Храмы и монастыри Коломенской земли Коломна, 2012, с.117: 1307-1308 гг.).


 От древнейшего храма сохранились стены четверика на половину своей высоты, не имеющие наружных лопаток, а также алтарные апсиды. Они сложены из грубо обработанных глыб известняка. 


Южная стена.
 Апсида.
 Алтарные апсиды. Нельзя не отметить изящные радиусы.
Если турист и прохожий никогда ничего не слышал о "печати", то, конечно, её копию, установленную на том же месте, что и оригинал, можно легко не заметить и пройти мимо... 

 Копия "печати" на северной стороне храма Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах.
А вот как выглядит северная стена в целом.

При выемке "печати" из стены были проведены исследования раствора, показавшие, что он по времени тождествен раствору основной кладки, соединявшей глыбы известняка - древнейшей сохранившейся части храма.



В XVI веке основной объём храма был перестроен. К этому времени относится завершение здания трёхлопастным покрытием, кокошниками и тремя главами. В XVII-XVIII веках к основному объёму были пристроены трапезная и шатровая колокольня. 

 Видимо, дата перестройки была оспорена... Несколько варварским способом...

В XIX веке трапезная была существенно расширена, и её формы до сих пор несколько "режут взгляд". 
В годы гонений храм был  закрыт и разорён. В Государственную Третьяковскую галерею в 1935 году была передана бесценная храмовая икона XIV века (1390-е) "Иоанн Предтеча - Ангел Пустыни с житием", размером 170 х 102 см., написанная мастером из круга Феофана Грека в лучших традициях византийского стиля.


Во время реставраций 1970-х и 1990-х годов было восстановлено трёхглавие и сложное устройство кровли храма XVI века.

 http://www.vidania.ru/icons/icon_ioann_predtecha_angel_pustyni_640x1065.jpg

 Икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием».

Икона "Иоанн Предтеча - Ангел Пустыни с житием" имеет редкую иконографию, впервые появившуюся именно в Коломне. По описанию: "Это самое древнее русское изображение Иоанна предтечи как ангела пустыни, которое исполнено внутренней мощи и духовной силы. Великий пророк, стоящий на грани Ветхого и Нового Заветов, изображён тут в традициях поздне-византийской иконографии. Предтеча представлен как человеко-ангел, с ангельскими крыльями, в облачении пустынника - звериной шкуре, как идеальный образец того самого аскетизма, которое стало распространяться прп. Сергием Радонежским и его учениками". В 1935 году в ГТГ была проведена пробная расчистка иконы, а в 1951 году - совершено её полное раскрытие. В наши дни икона представлена в основной экспозиции древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи.

В храме можно приобрести копию этого образа,...
... а также брошюру с описанием житийных клейм.

Покидая Коломну, пред нами предстал интересный образ другого храма (ц. Апостола Иоанна Богослова), возвышающего свою колокольню над окружающими здание торговыми рядами. 


Интересная получилась аллегория, не правда ли?
 
А. Послыхалин, 2013. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.