28.03.2013

Краткая иллюстрированная история станций и платформ железной дороги Ярославского направления: от Мытищ до Фрязина

Продолжая работу над созданием краткой исторической иллюстрированной карты станций Ярославского направления Московской железной дороги, (часть 1 от Москвы до Мытищ лежит здесь), сегодня мы отправимся в воображаемое путешествие по истории станций и платформ от ст. "Подлипки-Дачные" до конечной пл. "Фрязино-Пассажирская".


Поскольку вся собранная информация, закономерным образом, "не влезает" в инфографическую схему, приводим её ниже со ссылками и картинками.
Станция Подлипки-Дачные
31 июля 1864 года у Сергея Фёдоровича Пантелеева - сына и одного из наследников владельца усадьбы Гребнево с восемью окрестными деревнями Фёдора Фёдоровича Пантелеева за 3600 рублей серебром потомственный почетный гражданин, представитель известной династии чаеторговцев, Василий Семёнович Перлов (1841-1892) купил две подмосковные пустоши Вилы и Подлипки.  
Уже в 1887 году М. П. Захаров в книге "Окрестности Москвы по Ярославской железной дороге" писал: "Здесь, в молодом сосновом лесу, принадлежащем В.С.Перлову, выстроено им множество дач, насчитывают более семидесяти; весь лес-парк изрезан дорожками, утрамбованными красным песком. По окраине дач протекает река Яуза с устроенными на ней купальнями".

http://pics.livejournal.com/korolew/pic/000s2hae
Полустанок "Подлипки".

В 1911 году на железной дороге, проложенной в 1894 году от Мытищ до Щёлкова, был открыт полустанок «Подлипки».
По трём купчим крепостям, утверждённым 12 ноября 1912 г. у Николая и Александра Николаевичей Перловых, Марии Николаевны фон Сиверс, урожд. Перловой, и вдовы потомственного почётного гражданина Марии Николаевны Ященко имение вместе с пустошами «Вилы» и «Подлипки» было куплено кандидатом права Александром Яковлевичем Вейнраубом [См. подробнее]. 27 мая 1916 года Вейнрауб заключает договор о продаже частей имения в 50 десятин и 140 десятин 223,6 кв. саж. инженеру путей сообщения Павлу Юлиановичу Стефанкевичу. 10 июня 1916 года П.Ю. Стефанкевич передаёт все права по сему договору великобританскому подданному Артуру-Гротьяну Андреевичу Маршаллу. Купчая между Вейнраубом и Маршаллом совершается 1 августа 1916 года. Станция неоднократно перестраивалась. В 1979 году платформу удлинили с учётом длины состава электричек в 12 вагонов.
Станция Болшево
В 1896 году на ветке Щёлково-Мытищи была открыта станция «Пост Болшево», связанная узкоколейкой с бумагокрасильной фабрикой Товарищества Бумаго-красильной фабрики Франца Рабенека.
Фабрикант был заинтересован в устройстве бесперебойного снабжения фабрик дешевым топливом – торфом. Товарищество Бумаго-красильной фабрики Ф.Рабенек (Болшево, Старые Горки) совместно с Товариществом  мануфактур Л. Рабенека в Соболеве (Щёлково) занимались торфоразработкой как минимум с 1876 года. Торфяной завод Товарищества Ф. Рабенек был устроен на участке Яузского (Лосино-Островского) болота у села Костино на специально приобретенном в 1870-1876 годах участке земли. В период с 1895 по 1897 год через Костино к торфяному заводу была проложена узкоколейка, связавшая его с Болшевской фабрикой Ф. Рабенек.
Путешествовавший в 1897 году в этих местах П.П. Канчаловский писал: «От этой фабрики [Ф. Рабенека] идет упомянутая узкоколейная железная дорога к торфяным болотам, принадлежащим фабрике; на них летом вырабатывается торф, который, кроме потребления фабрикой, отправляется в количестве 40,000 пудов на станции Талицы и Хотьково для кирпичных заводов Худякова»

Пост Болшево. Фотография нач. XX в.

Станция Болшево. Фотография 1920-1930-х гг?
.
В Болшево была построена новая платформа на фрязинской ветке (старая располагалась на том месте, где сейчас расположен бывший рынок, он же Торгово-ярмарочный комплекс "Крестьянский рынок"). Современная станция на новом месте была открыта в связи с началом  прямого беспересадочного движения Москва-Фрязино в ноябре 1967 года.

Платформа (остановочная станция) Фабрика 1 Мая
Ок. 1910 года узкоколейная железная дорога связала пост Болшево и Болшевскую фабрику Товарищества Франц Рабенек с бумагопрядильной фабрикой того же товарищества  в поселке Старые Горки (ныне – Первомайский). Узккоколейка была разобрана в 1920-е годы [См.].
Следующий этап развития железнодорожного сообщения в крае относится уже к послереволюционному периоду. В 1921 году национализированная в 1919 году бумагопрядильная и ткацкая фабрика Ф. Рабенек в Старых Горках была переоборудована в электростанцию мощностью в 2350 кВт. Электростанция работала на торфе. Она проработала до конца 1924 года, а 1 мая 1925 года фабрика вновь была переоборудована на бумагопрядение. 

 Фотография 1985 г. отсюда.
 
21 мая 1928 года при фабрике был образован посёлок "Сталинский". В него вошли сельцо Лапино, деревни Комаровка и Баскаки Новые Горкии, и 10 января 1929 года - Старые Горки [См.]. Остановочный пункт был построен и открыт в 1951 году вблизи рабочего посёлка Сталинский. Как точно платформа называлась с 1951 по 1961 год мне, к сожалению, узнать не удалось. "Им. Сталина"? "Сталинская"? В 1961 году фабрика была переименована в память знаменательного дня пуска фабрики в "Им. 1 Мая", сохранив от старого названия "им." (имени), а посёлок был переименован в "Первомайский".  
Лично помню, как на старых покрашенных в чёрный цвет горизонтальных жердочках на платформе красовалась надпись "Фабрика им. 1 Мая", что в детстве ввергало меня в особого рода когнитивный диссонанс.

Станция Зелёный Бор.
Обозначение платформы (значёк) впервые появляется на Отчетной карте штаба 60 армии на 12 декабря 1941 года (см. ниже). С надписью "раз." - разъезд на однопутном направлении? Название "6-ой километр" (от ст. Болшево) появляется на карте 1959 г. Это название станция носила,  до ок. 1965 г, и до 1978 года была переименована в нынешнее название [См.].

 Карта 1959 г.

Платформа Ивантеевка-2
Железнодорожный разъезд на месте будущей платформы указан на карте 1929 года (см. ниже). Впервые на картах платформа на этом месте указана на карте декабря 1941 года.

Карта 1941. отсюда.

Платформа 9-ый километр называлась так ещё в 1978 году [См.]. Ок. 1980 г. платформа получила нынешнее название "Ивантеевка-2".

http://www.ljplus.ru/img4/a/_/a_lelik/9km.jpg
Фотография 1983 года. С удовольствием ссылаюсь: отсюда.

Платформа Ивантеевка.
В 1926 году в Ивантеевке на базе национализированной красильно - аппретурной фабрики Ватреме была создана трикотажная фабрика, названная в честь Ф.Э. Дзержинского.  21 мая 1928 года село Ивантеевка становится рабочим посёлком Ивантеевским. В 1927-1931 гг здесь же по проекту архитектора Г.П. Гольца [См.] было возведено величественное конструктивистское здание хлопко-прядильной фабрики.

 http://dic.academic.ru/pictures/bse/jpg/0243551718.jpg
  Г. П. Гольц и др. Прядильная фабрика в Ивантеевке Московской области. 1927-28 г.

1 мая  1931 года эта фабрика, оснащённая новейшими английскими станками, была пущена, и получила в 1948 г.  название "Фабрика имени С.Г.  Лукина" (№13) (ныне ОАО "Ивнить").

 "Фабрика имени С.Г.  Лукина" (№13) (ныне ОАО "Ивнить"). Фотография trojza, 2012 г.


Одновременно, она была объединена в трикотажный комбинат с соседними двумя ивантеевскими фабриками. В 1931 году на нём было занято 3768 рабочих. 
В том же 1931 году ветка от Болшево была продлена до Ивантеевки. (ныне станция Ивантеевка-Грузовая, расположенная около ивантеевской фабрики "Ивнить").

 Ивантеевка, 1931 год.
Карта 1931 г. отсюда.


Станция Ивантеевка-Грузовая. Отсюда. Фотография 60-е годы.


Станция Ивантеевка-Грузовая отсюда.


 После открытия пассажирского движения на линии Болшево-Ивантеевка-Фрязино пригородные поезда со стороны Болшево заезжали на станцию Ивантеевка-грузовая, меняли кабину управления и ехали дальше до Фрязино. До конца 70-х годов ХХ века станция называлась просто Ивантеевка, без цифры 1, которая была добавлена в название после переименования платформы 9-ый километр в Ивантеевку-2. Впоследствии цифра 1 из названия платформы была исключена. [См.].
В 1967 году был построен обход станции с платформой Ивантеевка в непосредственной близости к станции, и электропоезда заезжать на станцию Ивантеевка-грузовая перестали во избежание смены кабин. В 1993 неиспользуемые пассажирская платформа и путь на Фрязино были демонтированы, но контактная сеть была под напряжением, используясь для питания ветки с подстанции. В 2012 году была построена новая ЛЭП с подстанции по более прямой трассе, после чего старая контактная сеть была снята.

Станция Детская.
На картах 1929, 1931 и 1942 года у д. Новоселки и будущей станции указана "Дет. кол." - Детская колония. Детские дома и колонии в Подмосковье начали в массовом порядке создаваться с1921 года для детей из охваченного голодом 1921-1922 годов Поволжья (ср. ист. Балашихи). К сожалению, история этой детской колонии не отражена даже в подробном исследовании "Ивантеевка из глубины веков до наших дней" Ивантеевка, 1998...

 Карта 1929 г.

Платформа "Детская" появляется на вышеприведённой карте 1959 года. Построена в 1967 году, к пуску прямых электропоездов Москва - Фрязино. Спрямление линии в районе Ивантеевки, постройка платформы Ивантеевка-1, и разъезда на платформе Детская - 1967 год.

 Ивантеевка, 1968 год.
Карта 1968 г. отсюда.

Платформа Фрязино-Товарная
В связи со строительством завода "Большая Радиолампа" (с января1937 - завод №191), начавшемся в 1936 г., в июле 1938 года была проложена железнодорожная ветка от Ивантеевки (Ивантеевка-Грузовая) до Фрязино. Нынешняя платформа "Фрязино-Товарная" была конечной станцией для пассажиров.

Карта 1941 г. Отсюда.

На карте 1941 года отчётливо заметны временные узкоколейные дороги, ответвлявшиеся от станции: две на север - к месту строительство масштабных корпусов завода [огороженная территория] и в район будущей станции "Фрязино-Пассажирская",  и одна - в район
21-го отдельного лагерного пункта (ОЛП), располагавшегося во Фрязине в период с1946 по1953 г. Третья ветка доходила до места постройки квартала вокруг "Дома с аркой".
10 июля 1938 г. Фрязино получило статус посёлка городского типа.

Фотография отсюда.

В построенном после войны (?) здании вокзала размещались билетные кассы, отделение начальника станции, зал ожидания и буфет.
В июле 1946 г. началась электрификация ж/д. линии Фрязино-Болшево со сроком исполнения работ до 1 мая 1947 г., однако на 15 августа 1947 г было выполнено всего 6,2% от намеченного объёма работ. Линия была электрифицирована в 1948 году, и от Болшево до ст. Фрязино (Товарная) пошли электропоезда.

Платформа Фрязино-Пассажирская была построена после расформирования ОЛП-21 (1953 г.), о чём, между прочим, свидетельствует следующая фотография:

   Железнодорожная станция «Фрязино-Пассажирская», середина 1960-х гг.

К сожалению, более подробными сведениями о строительстве пассажирской станции в период с 1953 до 1967 г. мы пока не располагаем. В марте 1967 году вместе с открытием беспересадочного движения Москва-Фрязино, было проведено строительство новой платформы Фрязино-Пассажирская, открытой в том же 1967 году. По другим сведениям, новое (нынешнее) здание станции было построено только в 1972 году.

    Строительство нового здания железнодорожной станции «Фрязино-Пассажирская»
1972 г.(?) Отсюда.

 Фотография отсюда.
Продолжение следует...

При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com