21.03.2014

"Путешествие во времени" от Софрино до Красноармейска

В процессе создания исторической иллюстрированной карты Ярославского направления московской железной дороги, мы успели прокатиться от Москвы до Мытищ; от Мытищ до Фрязино; от Болшево до Фрязево и от Мытищ до Софрино. Сегодня мы отправимся в воображаемое путешествие по истории платформ Красноармейской ветки от Софрино до Красноармейска.

Прошлое Красноармейска тесно связано с историей крупной текстильной фабрики Товарищества Вознесенской бумагопрядильной мануфактуры. В 1896 году для снабжения фабрики дешёвым топливом - торфом на средства фабрикантов Лепёшкиных от фабрики  на юго-восток в р-н д. Муромцево была проложена узкоколейная железная дорога, к 1906 году продлённая до села Петровского (ныне Щёлковского р-на Московской области) [Cм.].




Паровоз УЖД. Фотография 1920 г. Фотография отсюда.


Авария у моста через реку Плакса. 1923 г.

В период Гражданской войны, в связи с острой нехваткой топлива в Москве, было принято экстренное решение увеличить поставки торфа за счёт ресурсов ближайшего Подмосковья. В этих целях в феврале 1918 года на восток от станции Софрино было начато ускоренное строительство узкоколейной линии в направлении деревень Фёдоровское и Барково, а затем дальше, к месту её соединения с торфяной "внутренней" узкоколейкой национализированной Вознесенской мануфактуры.



Коллектив работников УЖД. Фотография 1920 г. Фотография отсюда.

В строительстве дороги принимали участие жители соседних деревень. Через р. Талица был построен уникальный для своей датировки мост, сохранившийся до нашего времени.


Мост 1918 г. постройки через р. Талица. Фотография 2007 г. Отсюда.

К концу 1923 года острая необходимость в топливе отпала, и линия уже практически не использовалась.  После 1924 года ветка от деревни Федоровское в сторону моста через Ворю была полностью демонтирована. Проложена новая линия от Федоровского мимо деревень Никулино и Путилово к фабрике. В 1924 году по ветке началось регулярное движение.Состав из Софрино делал остановки в Рахманово, Фёдоровском и Путилове.


Строительство узкоколейной дороги, 1920-е гг.

К тому времени бывшая Вознесенская мануфактура получила новое наименование: "Прядильная фабрика Красной Армии и Флота" (КРАФ). В 1928 году фабрика дала название близлежащему рабочему посёлку - "Краснофлотский", основанному в том же году и в следующем, 1929 г., переименованному в "Красноармейский". В январе 1933 года в Путилово прибыла комиссия по созданию огромного испытательного полигона (ныне "Софринский полигон"), простиравшегося на земли к северо-востоку от утраченной ныне д. Муромцево, позднее вошедшей в город Красноармейск. В 1947 году посёлки ткацкой фабрики и полигона объединились в город районного подчинения Красноармейск.


Железнодорожное депо в лесу в Щелковском районе рядом с Черным (Голубым) озером. , 1940 г.

В 1930-х гг. запасы торфа истощались и было принято решение продлевать линию на юг, к торфоболотам у реки Вори в направлении Щёлковского района. Как видно на карте 1940 года, разветвляясь у села на две линии, северная узкоколейка огибала село Петровское с севера, проходила севернее д. Жеребцы и шла в направлении д. Костыши (ныне Фряновского г.п. Щёлковского р-на). Южная ветка проходила между деревнями Воря-Богородское и Протасово и далее проходила южнее деревень Аксиньино и Первая Алексеевка (все относятся к Щёлковскому району).


Интереснейшая карта 1940 г.

Вопрос о строительстве железной дороги широкой колеи от Софрина до Красноармейска возник ещё до Великой Отечественной войны. В 1949 году МОСГИПРОТРАНС вновь вернулся к этой проблеме и разработал проект строительства дороги широкой колеи и присоединения её к линии пассажирской сети в Софрине. В 1952 году приступили к укладке рельсов и шпал. В 1956 году был проложен путь до станции Красноармейск.

"В ноябре 1958 года комиссия под руководством Владимира Васильевича Зеленина, отдавшего большую часть своей жизни железнодорожному участку в НИИ Геодезия, принимала железнодорожную ветку Софрино — Красноармейск: 15 км пути, 2 железнодорожных моста, 3 казармы для сотрудников железной дороги в Рахманово (разобрана в 2007 году), Федоровском (разобрана в 1996 году) и Никулино (разобрана в 1993 году), пассажирский вокзал в Красноармейске" [См.].


Дорога на карте 1980 г.

В торжественной обстановке зимой 1958-1959 года пассажирская ветка Софрино-Красноармейск была открыта. В путь!

Платформа Софрино-2

Считается, что техническая платформа Софрино-2 была построена ок. 1952 года и открыта в связи с пуском ветки в 1958 г. Платформа была низкой, не пассажирской. Когда был построен нынешний пассажирский перрон узнать, увы, не удалось. Платформа располагается примерно в километре к северу от станции Софрино.

Фотография 2008 г. Отсюда.


Платформа Посёлок Дальний (Софрино-Промышленное)
Платформа находится на расстоянии 2 км от Софрино и 13 км от Красноармейска. Остановка, построенная в 1956 и открытая вместе с пуском ветки в 1958 г. в 1965 г. служила первым остановочным пунктом на пути от станции Софрино [см.] и называлась в то время платформа "Софрино-Промышленное". Перрона как такового тогда не было.


Паровоз с вагонами на линии Красноармейск — Софрино, 22 марта 1963 года. Фотография отсюда.

Платформа существовала до электрификации линии в 1994 г., после чего была упразднена. В настоящее время она разобрана. Остановку перенесли ближе к "микрорайону связистов", посёлку Дальний. Современная платформа построена в 1993 г. Перрон боковой и высокий, который рассчитан только на четыре вагона электропоезда, и имеет только один путь.


Фотография 2012 г. отсюда.

По истории посёлка Дальний, находящегося севернее д. Щеглово информация крайне скудна. Карты времён ВОВ не отмечают на этом месте никакого поселения. На карте 1980 г. здесь указан асфальтовый завод. Встречается информация, что это - бывший военный городок связистов. В наши дни на территории посёлка имеется здание Ростелеком, имеется спортивная площадка и бассейн.

Платформа Рахманово
Платформа располагается в 6 км от Софрино и в 10 км от Красноармейска. Низкая платформа была построена в 1956 г., открыта в конце 1958 года и названа по находящемуся недалеко древнему селу Рахманово, упоминавшемуся с 1504 г. во владениях Троице-Сергиева монастыря. В сентябре 1608 года под Рахмановым произошла крупная битва русских войск с польско-литовскими интервентами. Выиграв сражение, интервенты осадили Троицкий монастырь. По воспоминаниям 1965 г. "на следующих остановках Рахманово, Федоровское и Путилово красовались небольшие, но основательные вокзальчики «сталинской» архитектуры начала 1950 гг. из оштукатуренного кирпича" (см.). 


Фотография отсюда.

В августе 1991 и 1992 года сильные дожди размыли насыпь на участках Софрино-Промышленное — Рахманово и Рахманово — Федоровское. Нынешний перрон построен к 1993 году на месте низкой платформы.

Платформа Фёдоровское
Находится на расстоянии 9 километров от Софрино и 7 километров от Красноармейска,
Первая платформа "Фёдоровское" в 1956 году была построена примерно в 400 метрах западнее её нынешнего местоположения, в месте пересечения с автодорогой в садовые товарищества, ближе к Софрину и дальше от соседней деревни Фёдоровское (Царёвского с.п. Пушкинского р-на), давшей ей своё название. Здесь был построен небольшой стандартный кирпичный павильон для пассажиров, ныне разрушенный до основания [См.]. По словам spalexxx: "Еще долгое время рядом с Федоровским стоял отдельный домик с другой стороны автодороги (перед самым поворотом в деревню) – и выглядел он заброшенным, хотя вокруг него росли несколько хороших яблонь, а за ним было что-то типа небольшого прудика. Многие годы мы ездили мимо, и лишь не так давно узнали, что это (вроде как) был вокзал (или, скорее, дежурный пост) узкоколейной железной дороги. Вообще, выглядел домик довольно симпатично, хотя и неухожено, а на былую узкоколейку не было никаких намеков. Не так давно домик сгорел, хотя, вроде бы, ничего нового на его месте пока строить не пытаются" [См.]. В 1987 году по просьбе жителей новая низкая платформа была построена ближе к деревне. Нынешняя высокая платформа построена к 1995 году. С платформы два спуска: в центре платформы — в деревню Федоровское, и конце платформы в дачные поселки Маяк и Горизонт.


Фотография отсюда.

Любопытную историю приводит в своём замечательном блоге al_kamensky: "в 2003 году МЖД ударило колористикой по пригородным составам и остановкам. В частности, пропали те самые деревянные таблички с названиями станций. И появились довольно уродливые синие щиты с курсивным прописным рубленым шрифтом. Но платформе Федоровское не повезло еще больше. Поначалу на платформе заменили оба щита с надписью "Федоровское". Но в 2004 году на схемах в вокзалах и у "железной тети" в вагонах платформа стала именоваться как "Федоровская". Дошло дело и до щитов, но количеством в МЖД явно не расчитали, и теперь с западной горловины платформа называется "Федоровская"" [См. фотографии.].


Фотография отсюда.

Не стоит обходить вниманием ещё одну прекрасную достопримечательность. В полутора километрах к северо-западу от платформы Фёдоровское начинается т. н. "лыжня мечтателей", проходящая по исключительно живописной местности до пл. Калистово. В настоящее время она является участком армейской спортивной лыжни Фрязино - Калистово. Лыжный поход по маршруту Калистово - Фрязино проводится альпинистами Московской области более 30 лет, и раньше входил в календарь соревнований ДСО "Зенит", по результатам которых распределялись профсоюзные путёвки в альпинистские лагеря. Подготовку трассы и проведение похода обеспечивали альпинисты Фрязинской секции "Олимп", а позднее - секции "Орбита" и клуба "Эдельвейс" из Королёва. (См.).

Платформа Путилово
Находится на расстоянии 12 км от Софрино и 3 км от Красноармейска и в 56 км от Ярославского вокзала. Платформа, первоначально построенная в 1956 г. названа по находящейся рядом деревне Путилово на реке Воре. Нынешняя платформа построена в 1993 году. С платформы два спуска: в центре платформы — в деревню Путилово, и конце платформы в дачный поселок Луч и деревню Никулино.


Путилово. Фотография отсюда.

С платформы открываются виды на окраины Красноармейска. В конце XVI в. упоминалось «село Путилово на реке Воре, а в нем церковь Илии Пророка, деревян, клецкий, а в церкви образы, свечи и книги и все церковное строение мирское, да в селе ж двор монастырский…». На протяжении многих веков Путилово вместе с деревнями Фёдоровское, Никольское, Микулино, Васюково, Михайловское, Куроедово, Ряпилово, Коськово, Лукьянцево и сёлами Борково и Муромцево принадлежало крупной вотчине Троице-Сергиева монастыря с центром в селе Рахманово.

Станция Красноармейск
Станция 3-го класса находится в 15 км. от ст. Софрино.
Пассажирское движение по узкоколейной ветке до Софрино было открыто в 1924 году. От Софрино до Красноармейска ходил поезд на дизельной тяге (тепловоз и 2-4 плацкартных вагона).

Торжественная встреча поезда, открытие движения по УЖД от Софрино до Фабрики КРАФ в 1924 году. Фотография отсюда.

Пассажирские вагоны отапливались печкой-буржуйкой и освещались керосиновыми лампами.


Пассажирские вагоны. Фотография 1930-х гг.


В пути. Фотография 1930-х гг. 
Путь узкоколейки пролегал до пассажирской станции и разветвлялся в депо и в направлении территории бывшей Вознесенской мануфактуры и на Софринский полигон.


Станция фабричной узкоколейной дороги, существовавшая с 1925 по 1957 г.


Проезжаем "Московские ворота" Вознесенской мануфактуры. 1930-е.


Депо у "Московских ворот" фабрики. 

На въезде Было-стало.

В 1958 году был проложен железнодорожный путь широкой колеи. Взамен старого, деревянного здания ок. 1953 года по типовому проекту было построено новое кирпичное здание вокзала. Такое же здание построено на станции Княжьи горы Московско-Виндавской железной дороги. 


Здание пассажирской станции Красноармейск. Фотография 1960 г.

В 2000 году здание выглядело так:

...и так: 

Фотография отсюда.

А в наши дни, на мой взгляд, совсем неудачно перекрашено в цвета Ярославской ветки:

Современная высокая платформа станции построена в 1993 г. на месте четвёртого пути. В наши дни на станции три пути.


Открытие электрифицированной ветки 22 ноября 1994 г. Фотография отсюда.


Прибытие поезда...  первой электрички. Отсюда же.

Ветка Софрино-Красноармейск была электрифицирована в ноябре 1994 года и открыта 22 ноября 1994 года.

Спасибо интернет-ресурсам:
http://library.krasno.ru
http://hf.krasno.ru
а также упомянутым в тексте замечательным блогам.

Будем рады уточнениям, дополнениям и поправкам.

1. Интересные поправки и уточнения  в обсуждении поста здесь.
2. Ценнейшее дополнение:
Доброе время суток!
Прочитал Ваш материал по линии Софрино-Красноармейск
Спасибо большое за статью, однако есть несколько неточностей...
1. Софрино-2 не имеет к данной линии отношения, это неофициальная платформа у оборотного тупика Софринских электричек, расположена в сторону Ашукинской, около Софринского кирпичного завода и завода Патриархии
2. Станция Софрино-Пром. и о.п. Поселок Дальний- разные пункты, Софрино-Пром. существует и сейчас как Парк "П" станции Софрино, станционное здание сохранилось, сейчас это крайний справа дом по ул. Краснофлотской (память о старом названии Красноармейска), в кустах остатки платформы. Далее кстати вдоль линии-улица Узкольная, и окола городка связистов, слева по ходу из Москвы видно полотно старой узкоколейки, там сейчас пешеходная дорожка.
3. Поселок Дальний именно новая платформа, построена в 1992-93 г. Кстати городок связистов ( у нас назывался "военка" построен для обслуживания частей ПВО которые в 60-х годах были расположены около бетонки.
Так же у Вас есть неточности в датировки времени открытия некоторых раздельных пунктов по другим участкам Ярославского направления. Если Вас интересует могу сделать подборку из старых расписаний
Спасибо Вам огромное за интереснейшие материалы. Это мои самые любимые места, и Софрино где у меня дача, и которое я помню с 70-х годов и Перловка где сейчас работаю и Мытищи, где сейчас живу.
С Уважением, Андрей Уланов

А.Ю. Послыхалин, 2014. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com