09.05.2014

"Путешествие вглубь веков": историко-краеведческий очерк о селе Воскресенское Родинки тож

Представляем профессиональное исследование прошлого подмосковного села Воскресенское, Родинки тож краеведа Ирины Селезневой. Очерк предваряет эпиграф: «История всегда облеплена слухами и сплетнями. Они съеживаются от времени и ссушиваются на ветрах эпох. Потомкам достается искать, находить, терять, вновь искать» (Лариса Васильева).


В 70-х годах XIV века монах Афанасий, старец московского Симонова монастыря, недалеко от Верхних и Нижних Медвежьих озер - охотничьих владений великого князя Дмитрия Ивановича Донского в Пехорском стане Московского княжества, устраивает монастырёк-пустыньку Спаса Преображения. В 1382 году, по соглашению с великим князем, Симонов монастырь передает великому князю свое село Воскресенское Верх-Дубенское, а чернец Савва от имени монастыря получает от князя меновую и жалованную тарханную и несудимую грамоту на угодья, примыкающие к монастырьку: «…А дал есмь Саве-черньцу монастырек-пустыньку… у Медвежья озера на березе (на берегу), и с озером и с Верхним, и с Нижним… деревня Пирутина, деревня Облава на Клабукове…деревня на Чюдницы и з бортью и с лесом и з болотом, и с перевесьи. А той бортный отвод: по речку по Чюдницу….». Вот на этой речке Чюднице, позднее и возникла дер. Родино, переросшая впоследствии в село Воскресенское Родинки тож, на землях которого сейчас расположены современные поселки Новая Купавна, Зеленый, местечко Родинки, деревня Щемилово и 30-й км. 

Фрагмент историко-географической карты С.Б. Веселовского.

Первое упоминание о селе Родино с деревнями в Кошелеве стане Московского уезда в списке с государевой грамоты 1621/1622 г.г. Владение включало «пятьдесят чети пашни в поле, а в дву по тому ж» [1]. 

В 1634/35 и 1635/36 г.г. село Родино с деревнями было продано не указанным в документе владельцем в вотчину Леонтию Высоцкому [2]. В [3] Высоцкий Леонтий Яковлевич упоминается как московский дворянин с 7144-7148 года (по новому летоисчислению это с 1636 по 1640 год). В боярской книге же за 1639 год (стр. 236) Леонтий Яковлевич Высоцкий упоминается уже как боярин. Согласно генеалогическим исследованиям родословной дворян Высоцких, Леонтий был помещиком в Холмогорах. В 1654 году сопровождал семью царя Алексея Михайловича в Калязинский монастырь, куда царственная семья вместе с Патриархом Никоном отправилась, спасаясь от эпидемии чумы. С Калязинским монастырем у Леонтия Яковлевича Высоцкого много связано. В 1644 году он пожертвовал 1200 руб на восстановление крепостных стен монастыря, в этом же монастыре принял монашество под именем Леонид. Старец Леонид был иконописцем, особо почитаемым в монастыре, о чем свидетельствует грамота за 1659 год: «….Старца Леонида (Высоцкого) при старосте лет покоить, давать служку и всякое пропитание..» [28]. 

В 1651/1652 года имение перешло по купчей боярину Семену Лукьяновичу Стрешневу [2]. А чем был славен боярин Стрешнев? В [4] представлена биография этого государственного деятеля. Стрешнев Семен Лукьянович родился около 1616 года и умер в 1666 году. Единственный родной брат царицы Евдокии Лукьяновны. 

Евдокия Лукьяновна Стрешнева.

В 1626 году, в год бракосочетания царя Михаила Федоровича с Евдокией Лукьяновной, ему было лет десять, а может быть и меньше. После свадьбы Михаила Федоровича Романова и Евдокии Лукьяновны Стрешневой его берут стольником к царице. На государственной службе он впервые появляется 17 мая 1631 года на приеме шведского посла Антона Монира. Шесть лет спустя, 21 мая 1637 года, женится на княжне Марии Алексеевне Лыковой. На следующий день после свадьбы новобрачные получают от государя среди прочих даров и образ Благовещения Пресвятой Богородицы в благословение. При Михаиле Федоровиче Романове Стрешнев не занимал видных постов. Положение меняется, когда на престол всходит племянник Семена Лукьяновича - Алексей Михайлович Романов. 

Венчание царя Михаила Федоровича с Евдокией Лукьяновной.

До 1653 года, Семен Лукьянович упоминается в числе лиц, сопровождавших царя в его богомольных и торжественных выездах. 2 июня 1652 года в Москве вспыхнул пожар. Царь, направляясь в Троице-Сергиеву Лавру, отправляет с дороги Стрешнева в Москву для прекращения пожара. 

Семен Лукьянович был весьма образованным человеком для своего времени, владел «книжной мудростью». Своеобразным памятником письменности того времени является послание «Худейшего холопа ... Государева Сеньки Стрешнева» к царю Алексею Михайловичу в связи с рождением в 1654 г. наследника - Алексея Алексеевича. 

Проявил Стрешнев свои способности и на военном поприще. Участвовал в Польской войне, был в походе против шведов в Ливонии. 11 марта 1655 года Семен Лукьянович был пожалован в бояре и назначен в государев полк при царе Алексее Михайловиче. В 1657 году был учрежден Приказ Великого Княжества Литовского для заведования завоеванными литовскими и белорусскими городами. Руководить этим Приказом, а также Приказом «Устюжской четверти» было поручено Стрешневу, и управлял он ими до своей кончины в 1666 году. 

В 1662 году, в самый разгар распри между царем и патриархом Никоном, в Москву приезжает газский митрополит Паисий Лигарид. По поручению царя, Стрешнев представил Паисию 30 вопросов, касающихся деятельности Никона и попросил дать ответы на них. Последний, тридцатый вопрос касался самого Стрешнева. Патриарх Никон наложил на Стрешнева проклятие за то, что будто бы Стрешнев у себя на дому, назвавшись патриархом, творил благословение по-патриарши и кроме того научил свою собаку сидеть и передними лапами благословлять, как патриарх. 

Умер Семен Лукьянович Стрешнев 3 июля 1666 года. В это время царь Алесей Михайлович был на соколиной охоте в лугах под селом Коломенское. Узнав о кончине дяди, царь вернулся в Москву и распорядился о погребении, которое, по существовавшему тогда обычаю, состоялось в тот же день. Похоронили С.Л. Стрешнева в Чудовом монастыре с большими почестями. На погребении были митрополиты: новгородский, казанский, ростовский, крутицкий, газский (Паисий), сербский. 

РГАДА. Ф. 1209. Архив прежних вотчинных дел. Оп. 1. Д. 9826. Писцовая и межевая книга поместных и вотчинных сел, деревень и дворов в Кошелеве и др. станах Московского уезда. Л. 405-408. 

После смерти Семена Лукьяновича Стрешнева сельцо было записано за его вдовой Марией Алексеевной, урожденной Лыковой-Оболенской. Брак Семена Лукьяновича с Марией Алексеевной был бездетным. У Марии Алексеевной Стрешневой был родной брат Алексей Алексеевич Лыков-Оболенский. Дочь Алексея Алексеевича - Прасковья Алексеевна, 1 октября 1674 года выходит замуж за старшего брата царицы Натальи Кирилловны Нарышкина- Ивана Кирилловича Нарышкина, и получает в качестве приданого от тетки Марии Алексеевной Стрешневой село Родино, а в 1681/1682 г.г. село Родино и пустошь Юрютино на речке Чюднице, пустошь Токово на речке Купавке «отказаны» Прасковье Алексеевне [2]. 

РГАДА. Д. 9817. Переписная книга поместных и вотчинных сел и дворов в Кошелеве и других станах Московского уезда. 1704 г. Л. 335. 

26 июля 1690 года вотчина боярина и оружейничего Ивана Кирилловича Нарышкина-село Родино с пустошами в Кошелеве стане Московского уезда было обмежевано по челобитной его вдовы боярыни Прасковьи Алексеевны Нарышкиной. В 1704-1709 г.г. владение по-прежнему числилось за боярыней вдовой Прасковьей Алексеевной Нарышкиной: «Село Родино, а в нем церковь Воскресения Христова деревянная» [5], [6]. В 1704 году в селе Родино был один двор вотчинников (7 человек) и три крестьянских двора (19 человек) [7].


РГАДА Д. 9821, Переписная книга поместных и вотчинных сел и дворов в Кошелеве и других станах Московского уезда. 1709 г. Л. 459.
В [8] представлена биография Ивана Кирилловича Нарышкина. Родился Иван Кириллович Нарышкин в 1658 году. Имя его в разрядных записях не встречается до 1-го сентября 1674 г. В 1674 году он уже стольник и "ближний человек". Женился он 1 октября 1674 года на княжне Прасковье Алексеевне Лыковой-Оболенской. Жена его обедала у царицы Натальи Кирилловны в Золотой палате. После смерти царя Алексея Михайловича на престол взошел сын первой жены царя Алексея Михайловича М. И. Милославской- Федор Алексеевич. Нарышкины теряют свое первенство при дворе. По доносу лекаря Давыда Берлова Ивана Кирилловича отправляют в Рязань. После смерти Федора Алексеевича Иван Кириллович возвращается в Москву из ссылки. 

7-го марта 1682 г., после расправы со стрелецкими полковниками, был торжественный выход царя Петра Алексеевича в кремлевские Соборы. После торжественного выхода Петр жалует награды и милости Нарышкиным и их сторонникам. Иван Кириллович был пожалован боярином и оружейничим, что возбудило зависть и недовольство среди других именитых бояр. Неделю спустя, 15 мая 1682 года в Москве вспыхнул стрелецкий бунт. Угрожая убить всех бояр в случае отказа, стрельцы потребовали от Натальи Кирилловны Нарышкиной выдать брата -Ивана Кирилловича Нарышкина. Иван Кириллович причастился, приобщился Святых Таинств, соборовался в церкви Спаса за Золотой решеткой, после чего вышел к стрельцам. 

Сцена из истории стрелецкого бунта 1682 года: Иван Нарышкин попадает в руки мятежников. Мать Петра I Наталья Кирилловна, сестра Ивана Нарышкина, на коленях причитает. 10-летний Пётр её утешает. Сестра Петра I, Софья, с удовлетворением наблюдает за событиями, которые приведут её к власти. 

Погребен Иван Кириллович лета 7190 (1682 год) мая 17 дня в Москве, в церкви Боголюбской Пресвятой Богородице (родовая усыпальница рода Нарышкиных) Высокопетровского мужского монастыря [8]. Даты рождения и смерти Прасковьи Ивановны Нарышкиной неизвестны. Известно лишь, что в браке с Иваном Кирилловичем Нарышкиным у них не было детей. После смерти мужа Прасковья Алексеевна Нарышкина выходит замуж за Колычева. 


Рассказывая о судьбе села Воскресенское Родинки тож нельзя не рассказать и о церкви этого села - храме Воскресения Христова, которая дала первое название селу. Узнать, когда была возведена самая первая церковь Воскресения Христова, не удалось. Но благодаря [9] мы знаем, что самая первая церковь Воскресения Христова сгорела в 1638 году и церковная земля в начале 17 столетия сдавалась в оброк. Находилась церковь «в Вошинском стане, на речке Хупавне, от Москвы в 25 верстах, едучи по володимирской дороге, с Москвы на левой стороне, … а в межах та церковная земля с деревнею Родионовою, что прежде была за боярином Семеном Лукьяновичем Стрешневым, с пустошами Матвея Иванова Голенищева- Слободками, Паниною, Созыниною, Высоковскою, с усадьбою Потапа Филимоновича Шеншина, пустошью Березиною, с деревнею Михалево и с селом Хупавна Настасьи Юрьевны жены Пожарского». 
Следующая деревянная церковь Воскресения Христова была построена и освящена стараниями Прасковьи Алексеевны Нарышкиной в деревне Родино в 1687-1688 годах [10]: «Во 194(1686) году августа в 11 день била челом Великому господину святейшему кир Иоакиму, патриарху Московскому и всея Руси боярина и оружейничего Ивана Кирилловича Нарышкина жена его, вдова Прасковья Алексеевна: общалась она де с матерью своей князь Алексеевой женою Лыкова со вдовою княгинею Дарьею в Московском уезде, в вотчине своей, в деревне Родинки, построить вновь церковь во имя Воскресения Христова, и святейший патриарх Иоакиму благословил бы ея велел о строении той церкви дать ей благословенную грамоту...» 

Почему Прасковья Алексеевна решила восстановить сгоревший в 1638 год храм Воскресения Христова на землях своей вотчины? С одной стороны, в каждом православном селе должна быть своя церковь, с другой стороны, храм -это память о невинно убиенном муже -Иване Кирилловиче Нарышкине. Здесь прослеживается интересная параллель. На 3-м этаже Теремного дворца Кремля на север от Верхоспасского собора в конце 17 века также построена церковь в память о другом убитом стрельцами 17 мая 1682 года брате Натальи Кирилловны Нарышкиной- Афанасии Нарышкине. Церковь получила название Воскресения словущего. 

При Воскресенской деревянной церкви в селе Родино были священники и дьячки: в 1704 году- священник Яков Леонтьев и дьячок Никита Яковлев, с 1715-1722 года- священник Евдоким Яковлев и в 1722 году дьячок Федор Афанасьев [7]. 

Каменная церковь Воскресения Христова (по другим источникам Воскресения Словущего) в селе Воскресенское Родинки тож была возведена в 1763-1769 годах иждивением княгини Анны Алексеевны Нарышкиной (по второму мужу Оболенской) и поставлена на отдельном погосте. Трапезная и колокольня этой церкви были завершены в начале 19 века [11].

Что представляла собой архитектура каменной церкви Воскресения Христова? 
Это было кирпичное, позднее оштукатуренное здание на белокаменном цоколе традиционного типа. В основе здания лежит бесстолпный одноглавый двусветный храм, который четвериком последовательно соединяется с небольшой трапезной и колокольней, сохранившейся в пределах первого яруса. Объемная композиция храма была искажена в советский период. Сводчатые перекрытия, в том числе глухой сомкнутый свод основного объема храма были разобраны. На их месте появились надстройки. Интересен стиль, в котором был построен храм. Это сочетание барроко и раннего классицизма. Барочный характер фасадов храма наиболее ярко выражен в структуре фасадов и трактовке ордерных элементов основного четверика, который, видимо, завершали фронтоны. Плоскости его стен разделяет широкий антаблемент на два яруса, а узкие пилястры членят каждый из них на три прясла. Ордер далек от классических канонов, профили образованы простым напуском кирпича. Большим своеобразием отличались срубленные ныне наличники порталов с валютами в фигурных очельях. В оформлении остальных частей здания использованы строгие формы русской классики: горизонтальный руст и накладные "доски" над окнами. Интерьеры изменены, их прежнее убранство утрачено. Не исключено, что под поздней отделкой сохраняются фрагменты настенной живописи, поновлявшейся в 1884г. Тогда же старый лещадный пол был заменен бетонным, поставлен новый иконостас. Аналогичные работы проводились в 1895г. в помещении трапезной [11].
По воспоминаниям старожилов, кресты на церкви были с короной. Это большая редкость! Корона на вершине надглавного креста встречается не очень часто. Корона помещалась на вершину надглавного креста в знак того, что эта церковь либо воздвигнута по царскому указу, либо на пожертвования из царской казны. 

Фото храма в Родинках в наши дни.

Прихожанами церкви Воскресения Христова были жители села Воскресенское Родинки тож и окрестных сел Шевелкино и Чудинки. В материалах интернет-сайта «Богородск-Ногинск. Богородское краеведение» (www.bogorodsk-noginsk.ru), есть информация об одноклассной церковно-приходской школе при храме. Построил ее на собственные средства прихожанина храма и внук знаменитого купца И.Н. Рыбникова- А.П. Рыбников в память о чудесном спасении 17 октября 1888 года государя Александра III и его семьи. Речь идет о крушении царского поезда близ станции Борки Змиёвского уезда Харьковской губернии, во время которого чудом осталась жива царская семья. 

Фотография отсюда.

В 1714 году Прасковья Алексеевна продает село Родино другому представителю рода Нарышкиных - боярину Ивану Ивановичу Нарышкину (1668-1735 г.г.) [7]. Эта информация подтверждается и архивными документами из РГАДА. По первой ревизии вотчина -село Воскресенское Родинки тож-числилось за комнатным стольником Иваном Ивановичем Нарышкиным, по второй –за его вдовой- Настасьей Александровной Нарышкиной (1700-1773 г.г., в девичестве Милославской) и сыновьями-пажами е.и.в. Александром и Иваном [12], [13]. 
Последним представителем рода Нарышкиных, владевших селом Воскресенское Родинки тож с деревней Новая, был Дмитрий Иванович Нарышкин (1751-1790 г.г.). Его отец- боярин Иван Иванович Нарышкин младший, мать-княгиня Анна (Мария у Холмогоровых) Алексеевна Тараканова (1740-1767 г.г.). Служил Дмитрий Иванович Нарышкин в лейб-гвардии конного полка Его Величества, в звании ефрейтора-капрала. После смерти мужа Анна Алексеевна выходит замуж за князя Ивана Петровича Оболенского (1687- 1761 г.г.). 

Из ревизии Московской губернии 1763 года о селе известно следующее: "Село Воскресенское Родиново тож, боярина Дмитрия Ивановича Нарышкина с выделенною церков­ною землею, 7 дворов, 33 мужских душ. 970 десятин земельных угодий. Село на правом берегу речки Чудинки. Церковь каменная Воскресения Христова. Церковная земля на правой стороне речки Купавки. Земля песчаная. Крестьяне на пашне". 

Следующим владелец села стал герой войны 1812 года, генерал-майор Матвей Федорович Чихачев (1787-1844 г.г.) [14]. До сих пор о Матвее Федоровиче было мало что известно, но сейчас становятся известными некоторые подробности биографии этого выдающегося человека. В 1804 году Матвей Федорович поступает на военную службу. В 1809 года он уже адъютант военного министра Барклая де Толи. В 1812 году за отвагу и доблесть в сражении при Бородино в составе лейб-гвардии Семеновского полка его награждают Золотой шпагой с надписью "За храбрость". В Отечественную войну 1812 года подобной наградой был удостоен 241 человек. С 1819 по 1827 год Матвей Федорович - полицмейстер Санкт-Петербурга. В 1828 году за выслугу лет его награждают орденом Св. Георгия IV степени и он подает отставку. 

После Чихачева село переходит к ротмистру Александру Афанасьеву Кожевникову. Его имя указано в экономическом описании к межевому плану за 1861 год села Воскресенское Родинки тож с деревней Новая Щемилова [15]. 

А теперь обратимся к планам [15] и [16] и Генеральному Плану межевания Богородского уезда (2-х верстовка) за 1797 год. Сопоставление этих планов позволит проследить историю возникновения современных населенных пунктов. 
 
Фрагмент Плана Генерального межевания Богородского уезда (2-х верстовка), 1797 год с селом Воскресенское Родинки тож (№ 420). 

На Плане Генерального межевания Богородского уезда (2-х верстовка) за 1797 год видно, что в село Воскресенское Родинки тож тоже входит дер. Новая. Это подтверждается и межевым планом села Воскресенское Родинки тож за 1768 год [15]. Как видно из Плана Генерального межевания Богородского уезда, деревня Новая расположена на границе Богородского и Московского уездов. Это самое первое упоминание о деревне Новая в архивных документах.

Межевой плана села Воскресенское Родинки тож с деревней Новая за 1768 год.

Согласно [15] село Воскресенское Родинки тож с деревней Новая граничило: с сельцом Чудинки, с селением Шевелкино Поединово тож, с пустошью Березиной, с сельцом Бисерово, с селом Печатниково (Початково) Клепиково тож, с селом Михалево и с селом, находящемся в ведомстве дворцовой концелярии ее Величества. На плане указана церковь Воскресения Христова с выделенной церковной землей, господский дом слева от церкви, владимирский тракт, проходящий через дер. Новую (делит деревню пополам), прямая аллея пейзажного парка, соединяющая диагональю деревню Новую с храмом Воскресение Христово. В экономическом примечании к этому межевому плану указывается: муж. душ-33, всего дясятин-2047, сажень-954 за исключением большой дороги 

Межевой плана села Воскресенское Родинки тож с деревней Новая Щемилова за 1861 год. 

На межевом плане села за 1861 года [16] вместо деревни Новая появляется деревня Новая Щемилова. Село Воскресенское Родинки тож с деревня Новая Щемилова записаны за ротмистром Александром Афанасьевичем Кожевниковым [16]. Согласно [16], село Воскресенское Родинки тож с деревней Новая Щемилова граничили с пустошью Челышева, сельцом Шевелкино Мордвиново тож с пустошами, с церковной землей, вырезанные из дач сельца Шевелкино к церкви Воскресения Христова, пустошью Березина, сельцом Михалево, с сельцом Печатниково Клепиково тож, деревней Новая Купавна (первое упоминание нынешнего поселка Новая Купавна), пустошью Маевская ведомства Попечительского Совета Заведений Общественного призрения в Москве и пустошью Авдотьина. 

При сравнении [15] и [16] видно уменьшение территории села в 1861 году за счет продажи земель деревни Новая. Вследствие чего на карте Богородского уезда появляются самостоятельные населенные пункты- деревня Новая Купавна общего владения московского мещанина Тимофея Гаврилова с прочими владельцами и деревня Новая, принадлежащей коллегии экономии. Непроданная часть земель деревни Новая остается в составе села Воскресенское Родинки тож и получает новое название-деревня Новая Щемилова. 

На [16] появляется новая грунтованная Владимирка- шоссе Москва- Н.Новгород, а Старый Владимирский тракт получает второе название- Скотопрогонный тракт. Там же [16] указан господский дом, при нем временно обязанных дворовых людей по 10 ревизии 11 душ мужского пола и 6 душ женского пола. 

Современный вид Владимирки.

По деревне Новая Щемилова даны следующие экономические данные: крестьянских дворов-12, в них в них временно обязанных крестьян мужского полу -59 душ, женского пола-63 души, а ныне на лицо м.п.-60, а ж.п.-65. Позднее название деревня Новая Щемилова будет упрощено до ее современного названия - Щемилово. 

Следующими владельцами усадьбы 3-го стана при с. Родинки Осеевской волости Богородского уезда согласно [17] были наследники вдовы надворного советника Екатерины Ивановны Петровой. 

В [17] деревня Новая Щемилова указывается как деревня Щемилово Шаловской волости Богородского уезда Московской губернии. После 1861 года в селе Воскресенское Родинки тож с деревней Новая Щемилова появляется дачная местность. Владелец ее г-н Протасьев - богородский землевладелец. В [18] есть информация, что в 1866 году покойный Протасьев по завещанию отказал в пользу Богородской больницы дачу, состоящую при селе Воскресенском Родинки тож, с тем, чтобы на доходы, получаемые с оной, содержались в больнице три кровати для бедных мещан города Богородска. Дача эта сдавалась в аренду с платой 205 рублей в год. Кроме того был продан лес при этой даче, деньги с продажи леса также отошли Богородской больнице. Согласно [19] дача Протасьева в Родинках будет находиться в ведении Богородской больницы вплоть до февраля 1909 года. В феврале 1909 года она будет изъята наследниками А.П. Протасьева. 

Последней хозяйкой имения (включая дачу Протасьева) при с. Родинки до 1917 года, согласно [20] была московская купчиха О. П. Татарникова. По воспоминаниям местных жителей, Татарниковы приобрели усадьбу при с. Родинки раньше 1913 года. Главный господский дом 17 века для проживания они не использовали, а жили на даче, построенной Александром Павловичем Протасьевым. 
А кто были Татарниковы? Татарниковы- это московские купцы старообрядцы. А.В. Стадников в своей статье «Списки старообрядческих фамилий Москвы» приводит архивные данные журнала «Церковь» за 1912 год. Вот они: 
Татарников Федор Васильевич (1853-1912), московской первой гильдии купец. Хозяйственная торговля льняной продукцией, транспортные конторы (Москва, Санкт-Петербург, Поволжье), должность члена Купеческой управы, выборный Купеческого банка, член Московского Биржевого общества, член совета московской старообрядческой общины и попечитель молитвенного дома Нырковых. Похоронен Федор Васильевич Татарников на Рогожском старообрядческом кладбище рядом с семейным захоронением славной купеческой фамилии Морозовых, начиная от ее основателя Саввы Васильевича. После смерти мужа О.П. Татарникова решает продолжить его дело. 
7 октября 2013 года она подает прошение в Московскую казенную палату о причислении ее в московское купечество 2 гильдии [21]. 
29 октября 1913 года она получает определение Московской казенной палаты о причислении ее в московское купечество 2 гильдии [22]. 
В материалах краеведения города Ростов Великий сохранились документы о роли О.П. Татарниковой в развитии города. 

Городская усадьба 19 века О.П. Татарниковой.

В 1879 году купец из Санкт-Петербурга А.Л. Кекин учреждает в Ростове Великом «Товарищество Ростовской льняной мануфактуры». В документах товарищества отмечена пайщица О.П. Татарникова как «жена московского купца» [23]. 

В Москве сохранилась Городская усадьба 19 века О.П. Татарниковой. Расположена она в Б. Дровяном переулке. Архитектор городской усадьбы- Э. Юдицкий. 

[Родинки после 1917 года]  
В апреле 1917 года в Богородском уезде состоялся уездный съезд крестьянских депутатов, решавший вопрос об использовании крестьянами земли, лесов и покосов. По свидетельству краеведа г. Старая Купавна Льва Богоявленского, в 1921 году жители деревни Щемилово имели свои наделы земли, выгоны и луга. 

Вначале 1920-х годов в усадьбе сломали Главный дом 17 века[14]. До наших дней сохранились лишь остатки застроенного пейзажного парка усадьбы из смешанных пород деревьев. 

По воспоминаниям старожил церковь в Родинках просуществовала до января 1933 года. Согласно [24] в 1926 году церковь Воскресения Христова, православного вероисповедания, имела лицензию на осуществление религиозной деятельности. 

Последний священник храма был предупрежден о грозящем ему аресте местными жителями и ушел из села ночью, дальнейшая его судьба неизвестна. Этому есть косвенное подтверждение в [25] книге А.М. Прокудиной, Е.В. Пожарского, протоирея Сергея Поддубного « Купавна. Шестипрестольный храм». В списках священно-церковнослужителей, которым было предъявлено обвинение в 1933 году по ст. 58 пп.10 и 11УК, батюшки из Родинок нет. После его ухода богослужения в храме прекратились, иконы по домам разобрали прихожане. 

С 1928 года в истории Родинок начинается новая страница, связанная с Щемиловской гидрогеологической экспедицией. Тогда же отечественная наука обогатилась такими географическими и научно-производственными категориями, как Купавинско-Пехорское междуречье и Щемиловская гидрогеологическая партия. А базировалась Щемиловская гидрогеологическая партия на даче Татарниковых (бывшая дача Протасьева) в Родинках. 

30 октября 1946 года за № 1785 вблизи деревни Щемилово решением исполкома МОСОБЛСОВЕТА для капитального строительства подмосковного стационара (Комплексная гидрогеологическая экспедиция) и дальнейшей работы выделен участок в 4,275 га, а 21 декабря 1961 года за № 1326/37 –участок в 6,055 га для капитального строительства экспериментального полигона. Цель исследований - определение запаса подземных водных ресурсов для промышленного строительства. Оборудование Щемиловской гидрогеологической партии в 1955 году будет законсервировано. 

После ухода гидрогеологов из Родинок 27 гектар усадьбы Татарниковых в Родинках были отданы в 1948 году под пионерский лагерь Купавинской тонкосуконной фабрике [26]. 

В 30-х годах прошлого века по всей стране крестьянские наделы начали объединять в коллективные хозяйства. Не стала исключением и деревня Щемилово. В ней создается колхоз имени Кирова, который позднее преобразуется в совхоз «Ногинский» [27]. 

С 1933по 1949 год на территории Родинок находилось подсобное хозяйство аэродрома Монино и древесно-кустарный питомник. Именно тогда был переделан храм в Родинках под жилое помещение. Подсобным хозяйством руководила Вера Ивановна Кочелогова, питомником - Барышев Павел Иванович. Здесь выращивали ель, пихту, тую, можжевельник…. 

В Великую Отечественную войну в избах деревни Щемилово квартировали будущие десантники, которых готовили для заброски в партизанские отряды. А на 30-м километре, формировались группы воинов интернационалистов-испанцев. Там же, происходило переформирование частей, прибывающих с передовой фронта. 

В 1961 году в Щемилово из Москвы, с Ордынки, 32, переезжает институт ВСЕГИНГЕО со всеми лабораториями и отделами. На базе института решением исполнительного комитет Московского областного совета за № 1410 от 14.11. 1974 года создается поселок Зеленый. 

В Родинках было и дорожное управление Москва-Горький. Сейчас от него остался лишь санаторий «Дорожник». Здание бывшего храма в Родинках первоначально использовали для проживания работников этого управления. Сейчас оно принадлежит санаторию и зарегистрировано в реестре прав на недвижимое имущество как общежитие… 

Селезнева Ирина, краевед.
Газетный вариант статьи (в виде очерков небольших без ссылок) был опубликован в муниципальной газете поселения МО "Город Старая Купавна" «Купавинские вести»: № 6(71) от 13 февраля 2013 года, № 9 (74) от 06 марта 2013 года, № 1(66) от 11 января 2013 года и № 31 (51) за 7 сентября 2012 года
_________________

[1] Письмо из РГАДА. 
[2] РГАДА. Ф. 1209. Архив прежних вотчинных дел. Оп. 1. Д. 9826. Писцовая и межевая книга поместных и вотчинных сел, деревень и дворов в Кошелеве и др. станах Московского уезда. Л. 405-408. 
 [3] Указатель фамилий и лиц, упоминаемых в боярских книгах, хранящихся в 1-м отделении Московского архива Министерства Юстиции, с обозначением служебной деятельности годов состояния в занимаемых должностях (Москва, 1853 год, в типографии С. Селивановского, стр. 83) 
[4] Русский биографический словарь, изданный под наблюдением председателя Императорского русского исторического общества А.А. Половцева ( СПб, Типография товарищества «Общественная польза», Б. Подъяческая, 39; 1909 год, том Смеловский-Суворина, стр. 584-588). 
[5] РГАДА. Д. 9817. Переписная книга поместных и вотчинных сел и дворов в Кошелеве и других станах Московского уезда. 1704 г. Л. 335. 
[6] РГАДА. Д. 9821. Переписная книга поместных и вотчинных сел и дворов в Кошелеве и других станах Московского уезда. 1709 г. Л. 459. 
[7] В. и Г. Холмогоровы "Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII вв.", вып. 6 «Вохонская десятина», стр. 110. 
[8] Русский биографический словарь, изданный Императорским русским историческим обществом (СПб, Типография Главного управления уделов, Моховая,40; 1914 год, том Нааке-Накенский-Николай Николаевич Старший, стр. 87-88). 
[8] Путеводитель к древностям и достопамятностям московским ( Москва, 1793 год, университетская типография у В. Окорокова). 
[9] В. и Г. Холмогоровы "Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII вв.", вып. 6 «Вохонская десятина», стр. 133—134. 
[10] В. и Г. Холмогоровы "Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII вв.", вып. 6 «Вохонская десятина», стр. 108—110. 
[11] Памятники Архитектуры Московской области , 4 выпуск (Москва, 2009 год, с. 150-151). 
[12] РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1838. Переписная книга монастырских, синодальных, дворцовых, помещичьих и др. крестьян Кошелева и др. станов Московского уезда. 1748 г. Л 525-528. 
[13] РГАДА. Д. 1846. Переписная книга монастырских, синодальных, дворцовых, помещичьих и др. крестьян Кошелева и др. станов Московского уезда, выбывших после 1-й ревизии. 1748 г. Л 392 об.-395. 
[14] А.Б. Чижков «Подмосковные усадьбы», Москва, 2006 год, стр. 121. 
[15] РГАДА. Ф. 1354. Планы дач Генерального и специального межевания. Оп. 246. Ч.1 № В-20 «кр.». 
[16] РГАДА . Ф. 1354. Планы дач Генерального и специального межевания. Оп. 246. Ч.2 № В-36 «син.». 
[17] Справочная книжка Московской губернии (описание уездов), составленная по официальным сведениям управляющего Канцелярией Московского Губернатора А.П. Шрамченко( Москва, Губернская типография, 1890 год, стр. 88). 
[18] Журнал уездных земских собраний Московской губернии за 1867 год , М., 1868 г., стр. 48. 
[19] Очерк Е.Н. Маслова « К истории уездного здравоохранения», опубликованном в альманахе "Богородский край" N 3 (2001) интернет-сайта «Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. (www.bogorodsk-noginsk.ru) . 
[20] Население Московской губернии, 1913. 
[21] ГБУ «ЦГА Москвы». Ф. 51. Оп. 7. Д. 7050. Л.2 
[22] ГБУ «ЦГА Москвы». Ф. 51. Оп. 7. Д. 7050. Лл. 10-11 
[23] К. Степанов «Начальная, воскресная школы и детская площадка при Кекинской фабрике», газета «Ростовский вестник» № 15 (14876) от 26.02.2008 г. 
[24] «У церковных стен. Список групп верующих на территории Богородского уезда, 1926 год», опубликовано на интернет-сайте «Богородск-Ногинск. Богородское краеведение» (www.bogorodsk-noginsk.ru). 
[25] А.М. Прокудина, Е.В. Пожарский, протоирей Сергей Поддубный « Купавна. Шестипрестольный храм», Москва, 2011 год, 352 стр. 
[26] «Воспоминания ветеранов трудового фронта. Купавинская тонкосуконная фабрика», опубликовано на интернет-сайте «Богородск-Ногинск. Богородское краеведение (www.bogorodsk-noginsk.ru). 
[27] Е.Н. Маслов «Народное хозяйство. Колхозы (колхозные артели) по данным городского архива (1935 г.), опубликовано на интернет-сайте «Богородск-Ногинск. Богородское краеведение (www.bogorodsk-noginsk.ru). 
 [28] Н.Е. Завойская «К биографии вятского архиепископа Иовы» // Вестник церковной истории, 2009 год, № 3-4(15-16). с. 206—226.