22.08.2014

Имение Фоминское (Богослово) с древности до 1767 г.

Имение с центром в селе Фоминском (ныне - д. Богослово Щёлковского р-на Моск. обл.) на р. Лашутке (1585-1586 гг. – «село Фомино на речке на Лашюдке»; 1623-1624 гг., 1683 г. – село Фоминское, Богословское тож; 1710 г. – село Богословское, Фоминское тож; 1726 г. – село Богословское; 1767 г., 1812 г., 1852 г., 1862 г., 1926 г. – село Богослово) находилась в 8 км к северу села Гребенево. К юго-востоку от земель села Фоминского лежали землевладения с. Подъягодное (Сабурово). В километре к западу от села находилась д. Костюнино, относившаяся к вотчине с центром в с. Орлово (в 2 км к северо-востоку от Фоминского). Западнее села простирались земли д. Корякино и сельца Саулино.


По мнению С.Б. Веселовского, древние подмосковные селения с названием Фомино или Фоминское обязаны своим названием крупному землевладельцу нач. XVI в., Фоме Лареву, женатому на княжне Ромодановской [1]. Фома происходил из рода грека Ивана Раля, причислявшего себя к родственникам второй жены Ивана IIIСофии Палеолог (ок. 1455 – 1503), приехавшего с семьёй на Русь из Стамбула в 1485 году и поступившего на службу великому князю. В России представители этой фамилии стали зваться Ларевыми. Находясь на дипломатической службе, дети Ивана, «сыны боярские» Дмитрий и Мануил (Эммануил) Ларевы в 1487 году ездили в Венецию, откуда вернулись с братом Софьи, Андреем Палеологом и большой группой мастеров [2]. В 1493 году Дмитрий с посольскими делами побывал в Дании. В 1495 году братья сопровождали Великого князя в его поездке в Новгород Великий. У Дмитрия детей не было. Предполагается, что Фома Ларев был сыном Мануила в 1491 году возглавлявшего изыскательскую партию на Печору. У Фомы был сын Иван, женатый на дочери Меньшого Путятина, служивший в Туле, упоминавшийся в 1545 году, и скончавшийся бездетным [3].



Церковь Казанской иконы Божией матери в с. Богослово. Фотография А. Агафонова, 1987 г. Отсюда
До 1584 года село, получившее своё дополнительное название по местному деревянному храму Иоанна Богослова, принадлежало митрополичьим сыновьям боярским Царевским [4].  Крупная вотчина Царевских, с центром в крупном селе Иевлево (с. Царёво Пушкинского р-на), существовавшая на протяжении всего XVI века (упом. в 1503/1504 гг. [5]), кроме ряда деревень включала и соседнее Подъягодное (Сабурово). До 1585 г. митрополичий сын боярский Девятый Царевский распродал Иевлевскую (Царевскую) вотчину по частям и к 1585 – 1586 гг. «село Фомино на речке на Лашюдке» стана Радонеж с деревянным клетского типа храмом Иоанна Богослова, вотчинниковым двором и д. Тынищево на Лашутке перешло в руки братьев «жильцов» Фёдора, Ивана и Григория Петровичей Чюдиновых-Окинфовых [6]. Все три брата в 1577 г. в составе жилецкой сотни участвовали в государевом Ливонском походе [7]. Григорий Петров сын Чюдинов-Окинфов  а в 1615 – 1616 гг. числился воеводой Кирилло-Белозерского монастыря под Вологдой [8]. Отец стольника Ивана, основавшего д. Комягино и построившего в тех краях первый деревянный Сергиевский храм, Фёдор Петров сын Чюдинов-Окинфов, в 1596 г. служивший вторым воеводой г. Рыльска, в 1608 – 1610 гг. был первым воеводой всего Пермского края с городами Чердынь, Соликамск и Кай-городком [9]. 

Унаследовавший крупную вотчину Иван Фёдорович Окинфов до 1623 года продал село Фоминское, Богословское тож видному государственному деятелю Смутного времени, боярину (с. 1605 г.) и князю Ивану Семёновичу Куракину (ум. 1632), в 1608 году отбившему у интервентов Коломну и в 1609 – 1610 гг. освобождавшего Подмосковье в рядах войск М.В. Скопина-Шуйского. Став сторонником избрания на русский трон королевича Владислава, позднее (в 1615 г.) боярин был удалён на службу в Тобольск, и возвратился в Москву только в 1620 году. При И.С. Куракине в Фоминском (Богословском) Радонежского и Корзенева стана числился вотчинников двор с деловыми людьми боярина. До 1623 – 1624 гг. вместо обветшавшей церкви Иоанна Богослова в Фоминском был возведён новый деревянный храм, освященный  во имя пресвятой Богородицы Владимирской с приделами Иоанна Богослова и Николы Чудотворца [10]. Брак вотчинника с княжной Гликерией Ивановной Турениной-Оболенской (ум. 1625) был бездетен. 


Церковь Казанской иконы Божией матери в с. Богослово. Фото А. Послыхалина, 2012 г.  
После смерти И.С. Куракина в 1632 г. вотчина перешла в семью мужа его сестры Марии (ум. 1620), – кравчего (с 1608 г.) и второго воеводы Тобольска (в 1614-1615 гг.), брата второй жены царя Василия Шуйского, князя Ивана Петровича Буйносова-Ростовского (ум. 1639) и его сына стольника Алексея (ум. 1665). 

Через два года, в 1634 г. отец и сын продали Фоминское видному государственному, военному и политическому деятелю своего времени, любимцу царя Алексея Михайловича, боярину (с. 1639 г.) князю Борису Александровичу Репнину-Оболенскому (ум. 1670), в 1638 – 1642 гг. возглавлявшему Иконный и Сыскных дел приказы, а также Золотую, Серебряную и Оружейную палаты. Попав в опалу в 1642 г. князь на четыре года был удалён на воеводство в Астрахань. Возвратившись в Москву в 1646 г., с конца 1648 года Б.А. Репнин-Оболенский являлся одним из руководителей Боярской думы, возглавлял Владимирский судный (в 1648-1649 гг.) и Разбойный (с 1652 г.) приказы, был главой посольства в Речь Посполитую (в 1653 г.) и участвовал в русско-польской войне 1654 – 1667 годов. В 1646 г. при Б.А. Репнине-Оболенском в Фоминском (Богословском) числилось 12 крестьянских и бобыльских дворов с 20 жителями. 


Церковь Казанской иконы Божией матери в с. Богослово. Фото А. Послыхалина, 2012 г.  
 
Сразу после «морового поветрия» 1654 года, в Фоминском произошёл крупный пожар, уничтоживший деревянный Владимирский храм. В 1668 году князь продал Фоминское сыну посольского дьяка и главы посольского приказа (в 1654-1658 и 1665-1667 гг.) Ерофея Ивановича Алмазова (ум. 1669), участвовавшего в посольстве 1653 года, Семёну Ерофеевичу Алмазову (ум. ок. 1688), также прославившегося на дипломатическом поприще. Вступив в службу в должности посольского стряпчего, в 1658 г. С.Е. Алмазов участвовал в посольстве в Речь Посполитую, затем, в 1659 г., получил звание рынды, служил у стола государева (в 1664 г.), присутствовал на второй свадьбе царя Алексея Михайловича (в 1671 г.), в 1673 и 1674 гг. служил сотенным головой при встречах шведских и персидских послов. В 1675 г. С.Е. Алмазов получил высокий для него чин стольника и должность второго воеводы г. Курск, а к 1687 году дослужился до думского дворянства.  Последствия пожара всё ещё сказывались на селе. В 1678 году  в Фоминском (Богословском) имелось лишь 3 крестьянских двора с 13 крестьянами да вотчинников двор. В 1680 – 1683 гг. на месте старого сгоревшего храма Владимирской иконы на средства С.Е. Алмазова был построен новый деревянный храм Пресвятой Богородицы Казанской. В селе кроме четырёх дворов священнослужителей и вотчинникова двора находились 10 крестьянских дворов. Супругой Семёна Ерофеевича была Авдотья Никитична, – дочь Никиты Осиповича Елизарова, после смерти которого С.Е. Алмазову досталось жалованное поместье Елизаровых, – пустошь Ошитково. Поставив в этой пустоши первый вотчинников двор, С.Е. Алмазов дал свою фамилию будущему селу Алмазово (Щёлковского р-на), где в 1707 году по завещанию владельца его вдовой и сыном Иваном была поставлена первая деревянная церковь Сергия Радонежского  [11]


Церковь Казанской иконы Божией матери в с. Богослово. Фото А. Послыхалина, 2012 г.  
 
В 1704 году селом Фоминским с 8-ю крестьянскими дворами и сельцом Сергиевским (Ошитково) владела вдова вотчинника и его сын Иван Семёнович Алмазов (1679 – 1745). В 1692 г., начав карьеру стольником царицы Прасковьи Фёдоровны (супруги царя Ивана V – брата Петра I), в 1706 – 1710 гг. И.С. Алмазов числился при дворе в «начальных людях», в 1722 г. в звании капитана наблюдал за строительством резиденции Петра I Дальние Дубки и позднее (после 1737 г.) получил звание бригадира. В 1726 г. из Сергиевского (Ошиткова) в Богословское (Фоминское) он перевёз старую деревянную церковь Сергия Радонежского, приступив к строительству в Сергиевском каменного храма, освященного в 1730 году [12]. Брак Ивана Семёновича с Анной Степановной Алмазовой (род. 1719 – ?) был бездетным. 


Церковь Казанской иконы Божией матери в с. Богослово. Фото А. Послыхалина, 2012 г.  
 
После смерти И.С. Алмазова в 1745 г. его вотчины унаследовал его племянник, капитан Николай Иванович Алмазов (1723 – после 1773). Около 1745 года от близкого родственника, казначея московского монетного двора (в 1727 – 1737 гг.) Ивана Дмитриевича Алмазова (1687 – ок. 1745) по наследству Н.И. Алмазов получил сельцо Серково с 23 душами крестьян (ныне вх. в г.п. Щёлково). Находясь на военной службе, в 1749 г. Николай Иванович упоминался как «артиллерии контролер», к 1751 числился адъютантом, а в 1762 году стал полковником. От своей супруги, Фёклы Ивановны Бухольц (1723 – ум. (по разным сведениям) до 1785, 1806 или 1808) Н.И. Алмазов имел сыновей поручика Ивана (1754 1780) и Петра (1756 1815), ставшего впоследствии бригадиром и предводителем дворянства Богородского уезда (в 1791 – 1794 гг.), а также пять дочерей. 


Село Богослово на карте генерального межевания II пол. XVIII в.
 
В 1753 году владелец продал Сергиевское (Ошитково, Алмазово) крупному землевладельцу Никите Акинфиевичу Демидову (1724 – 1789). Около этого времени Н.И. Алмазов распрощался и с селом Богослово (Фоминским), продав его в числе нескольких вотчин, коллежскому советнику, генерал-майору Сергею Васильевичу Поздееву (Паздееву), владевшему до 1763 года известным имением Ясная Поляна. В 1767 г. крупное село Богослово с «господским деревянным домом», деревянной церковью Казанской иконы Божией Матери и 110 крепостными крестьянами находилось во владении супруги С.В. Поздеева,  Анны Степановны [13], тогда как её мужу принадлежало соседнее село Серебрено, Саулино тож. Тогда же в имение входила соседняя деревня Красная, Корякино тож с 31 крепостным.


Деревня Корякино на берегу реки Лашутки (1585-1586 гг. – пустошь Корякино; 1767 г. – деревня Красная, Корякино тож; 1812 – д. Корянино; 1852 г. – д. Карякино; 1862 г. – д. Корякина; 1926 г. – д. Корякино), в XVIII веке входившая в вотчину села Фомино (Богослово) и поныне располагается в двух километрах западнее Богослова и в трёх километрах к северу от Сабурова. Название деревни восходит к имени-прозвищу митрополичьего крестьянина Коряки, упоминавшегося в качестве жильца соседнего «починка на Маренке» в документе 1498/1499 г. [14], и, возможно, ставшего родоначальником известных впоследствии патриарших сынов боярских и вотчинников Корякиных.

А. Послыхалин, 2014. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.
 
1. Веселовский С.Б. О происхождении названий некоторых древнейших селений Подмосковья // Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV XIX веков. – М., 1955, с. 387-388; Веселовский С.Б. Московское государство XV – XVII вв. – М., 2008, с. 66.
2. Хорошкевич А.Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV – начала XVI вв. – М., 1980, с. 231.
3. Зимин А.А. Формирование боярской аристократии в России XV – XVI. – М., 1988, с. 275.
4. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквях и сёлах XVI – XVIII столетий. Вып. V. Радонежская десятина. – М., 1886, с.  137.
5. Акты социальной истории Северо-Западной Руси конца XIV – начала XVI в. Том I. – М., 1952,  с. 563, № 646.
6. Писцовые книги Московского государства XVI века. Отд. I. – СПб., 1872, c. 241.
7. Разрядная книга 1475 – 1605 гг.  Том II. Часть III. – М., 1982, с. 457-458.
8. Барсуков А.П. Списки городовых воевод и других лиц воеводского управления Московского государства. – М., 2010, с. 125.
9. Барсуков А.П. Списки городовых воевод и других лиц воеводского управления Московского государства. – М., 2010, с. 208.
10. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквях и сёлах XVI – XVIII столетий. Вып. V. Радонежская десятина. – М., 1886, с.  135.
11. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквях и сёлах XVI – XVIII столетий. Вып. V. Радонежская десятина. – М., 1886, с.  124-125, № 43.
12. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквях и сёлах XVI – XVIII столетий. Вып. V. Радонежская десятина. – М., 1886, с.  136.
13. Кусов В.С. Земли Московской губернии в XVIII веке. Т. I. М. 2004, с. 36, № 42.
14. Акты феодального землевладения и хозяйства XIV XVI веков. Ч. I. – М., 1951, с. 54-55, № 39.