26.09.2015

Экскурсия "Святыни щёлковской земли" и сокровища подмосковных храмов

23 сентября наш журнал принял участие в очередной автобусной экскурсии, организованной Комитетом по культуре и туризму Администрации Щёлковского района.  Экскурсия была бесплатной для её участников - жителей района. В качестве экскурсовода выступила директор Фряновского историко-краеведческого музея Е.Е. Чернова. Маршрут, под названием "Святыни щёлковской земли" включал в себя посещение шести храмов - памятников архитектуры и истории. Некоторым из них уже были посвящены отдельные статьи нашего журнала.


Впервые удалось подробно ознакомиться с церковными интерьерами и их захватывающими достопримечательностями, сокровищами и историческими святынями. Необыкновенно солнечная погода и яркие краски чарующей золотой осени способствовали насыщенной фотосессии.

Первым памятником, посещённым экскурсантами стал храм Сергия Радонежского в селе Трубино 1859 - 1864 гг. постройки.

Сергиевский храм в Трубине.

Храм был построен на средства местных крестьян - текстильных фабрикантов Георгия (ум. 1852) и Ивана Филипповичей Бочаровых. 


Е.Е. Чернова ведёт экскурсию. 
В трапезной храма расположено надгробие Ивана Бочарова (1830 - 1902), - благотворителя и ктитора храма на протяжении 49 лет.


Первоначально, в 1849 г. в Трубине была построена каменная часовня, освященная 25 сентября 1852 г. как кладбищенская.



Она сохранилась до наших дней как основной объем храма под массивной черной главкой.



Впоследствии (1853 г.) часовня была обращена в самостоятельную приходскую церковь. В 1854 г. на средства Ивана Бочарова к храму была пристроена обширная трапезная, в которой затем по правой стороне был устроен придел Николая Чудотворца (1855 г.) и по левой -  придел Георгий Победоносца (1864) - в память о Георгии Бочарове.



В Никольском приделе обращает на себя внимание центральная храмовая икона Сергия Радонежского с частицей его мощей. При закрытии храма в 1942 г. икона была перемещена в Никольский храм села Гребнево и вновь вернулась в Трубино в 1998 году.


Икона Сергия Радонежского из храма в Трубине.

Каменная (кирпичная) трехъярусная колокольня была пристроена к трапезной в 1859 году. В настоящее время открылось, что колокольня повреждена черной плесенью и нуждается в проведении реставрационных работ.


Верхний ярус колокольни Сергиевского храма в Трубине.

Удалось успеть посетить известный трубинский некрополь, надгробиям которого была посвящена наша статья двухлетней давности: "Трубинский некрополь и надгробие свидетеля событий 1812 года".

Вторым пунктом путешествия по Фряновскому шоссе стал храм Спаса Нерукотворного Образа в селе Каблуково 1785 года постройки, - на наш взгляд, - одно из наиболее изящных и выразительных сооружений церковной архитектуры всего щелковского края.


Спасский храм в Каблукове.

Храм был построен на средства дворянина, крупного полотняного заводчика и местного помещика - Афанасия Абрамовича Гончарова (1704 - 1784) - прадеда супруги А.С. Пушкина, Натальи.



В 1941 г. храм был закрыт, а его интерьеры за время запустения сильно пострадали. К началу восстановления святыни в 1993 году  сохранялись лишь едва уловимые контуры внутренней росписи. В наши дни храм украшает современный, довольно простой иконостас.


Современный иконостас Спасского храма в Каблукове.

Истории Спасского храма был посвящен отдельный пост нашего журнала: "Церковь Спаса Нерукотворного Образа в подмосковном Каблукове".



Кроме самого стройного здания церкви, горделиво возвышающегося на правом берегу речки Воря, примечательны кое-где сохранившиеся кованные чугунные решетки, предположительно, XVIII века.



Далее путь экскурсантов лежал в известное с XIV  века древнее село Душоново (Душеново), с храмом Тихвинской иконы Божией Матери, 1839 - 18557 годов постройки.


Тихвинский храм в Душонове.

Храм был построен местным текстильным фабрикантом Тихоном Титушиным. Основной объем относится к 1839 г., колокольня была завершена в 1855 году.



Храм является добротным образцом провинциального ампира. Он состоит из четверика, увенчанного купольной ротондой, трапезной и четырехъяруской колокольни.



Фасады основного объема украшены изящными портиками тосканского ордера.



Игры теней сумасшедшего осеннего солнца под резкими порывами ветра с окрестных полей представляли собой на колоннаде храма совершенно фантастическое шоу, которое можно лишь запомнить, а отразить на фотографии  - увы, не получается.



За алтарем Тихвинского храма располагается обширный некрополь, полный старых надгробий.


Надгробие Анастасии Козьминичны Титушиной.

Здесь можно найти и представителей рода Титушиных. 



К сожалению, нельзя сказать, что в Душоново на храмовой территории  ухаживают за старыми некрополями так же бережно, как, практически, во всех храмах района. 



Несмотря на то, что отец-настоятель заявляет о своем увлечении историей, правда, попутно,  отрицая какой-либо вклад в ее изучение со стороны "разных Соловьевых и Ключевских", - старинные надгробия XVIII - XIX веков содержатся крайне небрежно, завалены сгнившими деревьями, вросли в землю...


Адамова голова на одном из надгробий.

Этот храм не закрывался в советское время и поэтому частично смог сохранить свое внутреннее убранство. Сохранился пол из метлахской плитки.



В трапезной храма - два боковых придела: в честь Николая Чудотворца (южный) и Тихона Амафунтского (северный).



Исполнение приделов современно постройке храма (1839 - 1855 гг.). Их отличает ампирная строгость в сочетании с изысканной и довольно тонкой резьбой.



Роскошный дубовый, резной, золоченый иконостас Тихвинского храма относится к середине XIX века.



Центральная часть иконостаса недавно отреставрирована. Старая позолота смыта. Заменена на другую. Активно идет зарисовка старой храмовой росписи новоделом. Отец-настоятель свято убежден, что заменяет то, что не имеет художественной ценности - той росписью, которая, со временем, будет иметь художественную ценность и прилюдно уходит от ответов на вопрос о том, согласованы ли его действия с органами охраны объектов культурного наследия. А Душоновский храм - как раз один из них. Смотреть на новую роспись  - больно.



Наконец, получив возможность приглядеться к роскошной рельефной резьбе, украшающей царские врата иконостаса, к нашему великому удивлению, мы обнаружили целые цепи символов, явно отсылающих нас к традиции русского  масонства.



Кусачки, молоток, плеть, копие, фонарь, факел, увенчанный птицей, лестница. И всё это - лишь в нижней части правой от нас резной вертикальной панели!



А если посмотреть на нее целиком, и попытаться прочесть...



Масонские символы в иконостасе Тихвинского храма в Душонове стали очередным "открытием" нашего путешествия наряду с надгробием Бочарова и исторической иконой Сергиевского храма в Трубине, старинной кованной решеткой в Каблукове и интересным душоновским некрополем, ждущим своего исследователя...

ПРОДОЛЖЕНИЕ

P/S. Будем надеяться, что наше сообщение не повлияет на желание отца-настоятеля, кстати, читающего наш журнал, "улучшить атмосферу храма" за счет уничтожения указанных ценнейших элементов культурного наследия.

Продолжение путешествия по тайнам, лежащим перед глазами и сокровищам, которые не всегда легко заметить, ждёт наших читателей в следующей статье. В следующей части нашего фотопутешествия нас ждут: богатый внутренним убранством храм Владимирской иконы Божией Матери, изящный Троицкий храм XVIII века в Рязанцах и монументальный храм Собора Иоанна Предтечи во Фрянове, где и окончится наша экскурсия.

При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com