08.01.2016

"Положительный господин": Мытищинский историко-художественный музей

Сравнительно небольшой, но очень уютный, чинный и опрятный Мытищинский историко-художественный музей может послужить образцом для многих подмосковных музеев. Экспозиция музея, созданная в 1970 - 1980-х гг. художниками Московского Большого театра, содержит множество интереснейших и уникальных экспонатов и организована столь удачно, что даже без экскурсии посетитель без труда и сам имеет возможность прочесть по ней увлекательный рассказ по истории города и Мытищинского района.

Первый зал с интересным освещением и разумно организованными группами экспонатов, посвящен древней истории будущих Мытищ, древнего волока и старинных храмов округи...



Оригинальных экспонатов - ровно столько, сколько должно быть, а копии сделаны мастерами столь искусно, что не вызывают усмешки. Эхом ушедшей эпохи звучат, однако, каллиграфически выписанные экспликации в одних витринах и набранные на пишущей машинке - в других.


Впрочем, любителям оригинальной старины есть чем себя потешить.



Обнаружился довольно живо исполненный от руки рисунок - реконструкция славянского поселения.



Центр зала с момента открытия музея украшает масштабный макет храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Тайнинском.


Второй зал музея посвящен многочисленным усадьбам края, среди которых есть и Виноградово и славное Марфино. 



Достойные предметы обстановки выделены и не теряются даже в историко-бытовых композициях.



Предметов не много и не мало, а столько, сколько нужно для того, чтобы "держать посетителя в тонусе". Невольно задумаешься о том, кто и в какие стародавние времена последний раз подносил огонь к этому свечному огарку.



Каждый предмет на своем месте и будто тихонько призывает посетителя погрузиться в светлую меланхолию и немножко отдохнуть на нем взглядом, отвлекая от будничной суеты.



Третий зал повествует о промышленной и дачной истории дореволюционных Мытищ.


Каждый экспонат содержит целую историю.


Подборка по Перловым - загляденье. (См. "История рода Перловых" в нашем журнале).


Композиции из вещей информативны, живописны и лаконичны (не то, что в печально-известном в этом отношении Пушкинском музее).



Интересна коллекция кирпичей.


Впрочем, настоящими сокровищами этого зала (да и всего музея) являются две малоизвестные картины, достойные отдельного сообщения.
Первая. Судя по экспликации: "Соловьев А. Железнодорожная платформа ст[анция] Мытищи, 1888 г. Холст, масло".



И вторая: "В. Зотов Вид села Мытищи. 1875 г. Холст, масло".


Последний зал музейной части экспозиции посвящен Великой Отечественной войне и послевоенному восстановлению страны. 


После маленького зальчика предреволюционного периода зал кажется немного перенасыщенным.


Станковая живопись впечатлила бы сильнее, будучи не разрезанной витринным переплетом.

Любопытно решен макет завода времен ВОВ.


Во второй половине музея в 2-х залах располагается экспозиция, посвященная литературному наследию Мытищинского края...


...еще в двух представлены ремесла, народное творчество и замечательные образцы декоративно-прикладного искусства из богатого собрания музея.

В центральном зале проходят интересные выставки.


Назвать Мытищинский историко-художественный музей "современным" - нельзя. Не подходит ему это слово. Впрочем, не всегда сами критерии "современности" музея уживаются с благородным вкусом и даже здравым смыслом. Представив этот музей в виде человека на улице, скорее всего, мы увидим достойного мужчину средних лет, одетого в немодный, довольно строгий, но прекрасно сидящий твидовый костюм и расположившегося на парковой скамейке под развесистым золотым кленом со старинным фолиантом.
Господина, "положительного во всех отношениях".
Бесспорно, с этим господином стоит познакомиться. Например, чтобы, решить для себя, - обыкновенный ли он зануда или действительно такая неординарная личность, как показалось на первый взгляд. 

А.Ю. Послыхалин. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com